Библиотека им. Н. А. Некрасова - Facebook Библиотека им. Н. А. Некрасова - Instagram Библиотека им. Н. А. Некрасова - Вконтакте Библиотека им. Н. А. Некрасова - YouTube
Коллегам

Методические материалы

На этой страничке мы делимся материалами, разработанными для коллег. Здесь вы найдете рекомендации, видеозаписи и проекты документов по самым разным направлениям библиотечной работы. Некоторые из них могут быть адаптированы и использованы и более широким кругом организаций.

Если у вас есть вопросы и предложения по нашей методической работе, мы будем рады получить их на biblioteka@nekrasovka.ru.

Оглавление:

1. Материалы библиотечной конференции «Всё сложно»
2. Стандарты коммуникации с читателями
3. Концепция стилистических решений для ремонтов в библиотеках Москвы
4. Рекомендации по выкладке книг и журналов в фонде открытого доступа
5. Привлечение волонтеров к работе в библиотеке
6. Библиотечно-информационное обслуживание посетителей с инвалидностью: коммуникация и ситуационная помощь
7. Регламент внестационарного обслуживания
8. Положение о приеме и оценке пожертвований
9. Доклад о культуре мировых городов 2018

Материалы библиотечной конференции «Всё сложно»

Первая конференция «Всё сложно» прошла 6–7 ноября 2019 года. Среди тем конференции — читательский спрос и комплектование, работа с разными аудиториями, стандарты коммуникации с читателями, поиск средств для реализации проектов, оптимизация и автоматизация работы и другие.

Материалы и записи 16 выступлений и дискуссий опубликованы на сайте конференции.

Отзывы участников конференции можно посмотреть в этом видеоролике:

Стандарты коммуникации с читателями

С 2018 года наша библиотека ведет работу по качественному улучшению профессиональных компетенций библиотекарей в сфере коммуникации с читателями. На основе разбора десятков кейсов и проведения многочисленных тренингов мы разработали и внедряем «Стандарты коммуникации с читателями».

Предлагаемые проекты приказов помогут описать и начать внедрение системы стандартов коммуникации с вашими посетителями. Они разрабатывались нами для библиотек, но могут быть также адаптированы для других учреждений культуры.

Проект приказа о стандартах очного общения с читателями (скачать DOC).

Проект приказа о стандартах делового общения по телефону (скачать DOC).

Проект приказа о стандартах рабочей переписки по электронной почте (скачать DOC).

Посмотреть лекции о коммуникации с читателями можно на сайте конференции «Всё сложно».

Внимание: 16–28 марта 2020 года мы проведем курс повышения квалификации «Коммуникация с читателями: стандарты обслуживания и работа с различными аудиториями». Подать заявку на обучение и узнать подробности можно на странице курса.

Концепция стилистических решений для ремонтов в библиотеках Москвы

Мы разработали подробные рекомендации по зонированию, оборудованию и оформлению пространств библиотек Москвы. Документ создавался нами совместно с профессиональными архитекторами, благодаря чему он учитывает как специфику библиотечной работы, так и актуальные архитектурные нормы и стандарты качества.

Концепция основана на анализе 402 библиотечных помещений: планов БТИ и техпаспортов, фотоматериалов с посещением отдельных библиотек, а также на изучении ведущих библиотек мира и лучших мировых практик организации и оформления современных общественных пространств.

Полная версия Концепции (скачать PDF).

Краткая версия Концепции (скачать PDF).

Мы опираемся на этот документ при разработке архитектурных решений и оказываем консультации на его основе. Если вы хотите рассказать нам об опыте использования Концепции или задать вопросы, напишите на remont@nekrasovka.ru.

Рекомендации по выкладке книг и журналов в фонде открытого доступа

Открытые фонды — это современный подход к организации библиотечных пространств. Мы уверены, что публичные библиотеки должны стремиться к тому, чтобы максимальное количество их фондов было в открытом доступе.

В то же время, когда читатели постоянно взаимодействуют с книгами и журналами, поддерживать порядок и привлекательный вид книжной выкладки не так-то просто. Качество выкладки существенно влияет как на книговыдачу, так и на атмосферу в пространстве библиотеки, поэтому мы создали этот документ для себя и других библиотек — чтобы помочь разработке и внедрению стандартов выкладки библиотечных фондов.

Рекомендации по выкладке книг и журналов в фонде открытого доступа (скачать PDF).

Привлечение волонтеров к работе в библиотеке

Во всем мире волонтеры — важный ресурс работы и развития учреждений культуры. У наиболее успешных институций штат волонтеров превосходит количество персонала.

Мы тоже стремимся развивать работу с волонтерами. На крупные мероприятия нам удается привлечь нескольких десятков человек, и мы очень ценим их помощь.

Сотрудничество волонтеров (добровольцев) с организацией должно оформляться документально. Мы разработали типовой договор, который вы можете использовать, чтобы участие волонтеров в работе вашего учреждения соответствовало всем юридическим требованиям.

Привлечение добровольцев к работе в библиотеке: типовой договор о сотрудничестве (скачать DOC).

Библиотечно-информационное обслуживание посетителей с инвалидностью: коммуникация и ситуационная помощь

Говоря о доступности библиотек и услуг, которые они предоставляют, для людей с инвалидностью, как правило, в первую очередь имеют в виду адаптацию здания и пространства библиотеки согласно актуальным стандартам физической доступности, а также приобретение специального оборудования и программного обеспечения, удаленное обслуживание и адаптацию отдельных сервисов.

Однако язык, открытая и понятная коммуникация и навыки ситуационной помощи значат не меньше для обеспечения комфортной и безопасной среды для посетителей с особыми потребностями.

Документ, который мы разработали в первую очередь для обучения сотрудников отдела библиотечно-информационного обслуживания, дает общие представления о принципах доступности, социальной модели инвалидности, понятии и принципах универсального дизайна. Он помогает понять, как корректно говорить о людях с инвалидностью и обращаться к ним, в том числе он содержит правила этикета, составленные людьми с инвалидностью, а также базовые рекомендации для взаимодействия и ситуационной помощи посетителям с различными видами инвалидности.

Библиотечно-информационное обслуживание посетителей с инвалидностью: коммуникация и ситуационная помощь (скачать PDF).

Регламент внестационарного обслуживания

Почему так много людей в России перестали ходить в библиотеки? Причин много, и одна из них — потеря привычки. Пока в библиотеках плохо обновлялись фонды, устаревали пространства и форматы обслуживания, читатели забыли в них дорогу. Мы видим обслуживание вне стационара — в многолюдных местах — как способ вернуть библиотеки в повседневные маршруты горожан.

С этой целью мы открываем пункты книговыдачи в торговых центрах (ТРЦ «Океания» и ТЦ «Водный»), в парках (Сад им. Баумана и Парк искусств «Музеон») и даже на рынке (Даниловский), а еще на фестивалях (Фестиваль креативных индустрий) и выставках (Павильон № 57 на ВДНХ).

Кроме того, внестационар позволяет библиотекам обслуживать тех читателей, у которых нет возможности прийти в библиотеку.

Чтобы не возникало сомнений в том, какая работа может считаться внестационарным обслуживанием, мы разработали проект регламента этого вида библиотечно-информационного обслуживания.

Регламент внестационарного обслуживания (скачать PDF).

Положение о приеме и оценке пожертвований

Пожертвования в фонд — частая и хорошая практика. Они позволяют библиотекам комплектовать фонды не только через покупки, но и благодаря подаркам от издательств, читателей и других жертвователей.

В то же время, в соответствии с действующим законодательством, пожертвования невозможно принять к учету без оценки. Организация оценки — нетривиальная задача.

В 2019 году мы провели работу по изучению особенностей оценки пожертвований в контексте изменений в законодательстве РФ о бюджетном учете — и подготовили проект Положения о работе с пожертвованиями в виде печатных изданий или документов иной формы.

Положение о приеме и оценке пожертвований (скачать PDF).

Доклад о культуре мировых городов 2018

Доклад о культуре мировых городов — это результат международного проекта по изучению культуры глобальных городов мира, включая механизмы реализации культурной политики и влияние культуры на развитие городов.

Доклад подготовлен Культурным форумом мировых городов, куда входят 40 самых ярких культурных столиц мира, в том числе Москва. В нем рассматривается ситуация в сфере культуры в 35 городах-участниках форума: инновационные программы и решения, а также ключевые тенденции и инфраструктурные проекты, которые реализуются в этих городах.

Доклад о культуре мировых городов 2018 (скачать PDF).