В 1926 году авангардный режиссер и теоретик кино Дзига Вертов (Давид Кауфман) снимает по заказу Наркомата внешней торговли кинокартину «Шестая часть мира». В свойственной режиссеру манере документального кинофакта Вертов создал пропагандистскую картину, популяризирующую экспортные возможности Советского Союза — икру, лен, шерсть, пушнину, зерно.
Государственный заказ открыл большие финансовые перспективы, которые режиссер сполна использовал для решения своих масштабных художественных задач.
Конец Галереи
Документальный метод съемки Дзиги в эпоху немого кино делал фильм универсальным для понимания в прокате всего мира, но Госторг интересовал и внутренний рынок кинопроката. Имея ограниченные возможности в рекламе — это, как правило, были афиши и объявления — прокатчики и кинотеатры по максимуму использовали эти носители. Для плакатов были привлечены лучшие художники афиш Владимир и Георгий Стенберги, а как проходила массированная кампания в прессе, можно рассмотреть на примере журнала «Новый зритель» из электронной библиотеки Некрасовки.
В самом начале журнала читателя интригуют броским заголовком «Ставка на мировой кино-рекорд, величайшая поэма фактов», далее в 36-страничном журнале реклама встречается около десяти раз в разных форматах объявлений — фактов, рецензий, слоганов.
Заказчик остался доволен. В интервью прессе председатель правления Госторга Александр Трояновский отмечал, что в фильме нужно было показать, какую важную роль строительстве СССР играет Госторг:
— Выполнение этой задачи Вертовым оправдало наши ожидания… «Шестая часть мира» — ценный вклад не только в кинематографию, но и в освещение жизни и работы в СССР вообще… Ценный материал, оставшийся от «Шестой части мира», (который мы считаем нашей собственностью), таким образом, будет использован до конца. Горячий прием, оказываемый фильме на просмотрах, убеждает нас в том, что и с коммерчески-прокатной стороны «Шестая часть мира» оказалась рентабельной.
Почитать журнал «Новый зритель» № 50 за 1926 год, можно в электронной библиотеке Некрасовки.