В 1920-е годы главными звёздами немого кино в советском кинопрокате были Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс. Актёры были под пристальным вниманием поклонников и всевозможной прессы, от специализированных киноизданий до газеты «Правда». После введения нэпа в 1921 году рубль стал конвертируемым платёжным средством не только внутри страны, но и за её пределами, и государственная кинокомпания «Совкино» приняла решение о закупке и демонстрации на широком экране американских фильмов.
Так два из шести номеров журнала «Кино-фот» художника и теоретика искусств Алексея Гана, вышедших в 1922 году, были посвящены Чарли Чаплину, или, как его называла пресса, «Шарло».
В 1924 году под патронажем того же Гана выходит книга Николая Смирнова «Путешествие Чарли». Яркое издание, оформленное в стиле конструктивизма Ольгой и Галиной Чичаговыми, рассказывает о передвижении Чаплина по миру и о том, каким желанным гостем он является во всех уголках земли.
Звёздная пара Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд ещё больше проникла в советскую массовую культуру.
Так, в 1920-е годы была выпущена карамель «Дуглас Фэрбенкс», где на фоне американского флага было изображено улыбающееся лицо актёра.
В 1925 году в советском прокате выходит фильм «Робин Гуд» с Дугласом Фэрбенксом в главной роли, снятый в 1922 году. Картина имела большой успех и целый год не сходила со страниц газет и журналов.
Актёр становится объектом многочисленных вопросов и обсуждений, так, в газете «Кино» в рубрике «Слово за читателем» золотой зуб актёра, увиденный дотошным киноманом в чёрно-белой картине, стал предметом многомесячных обсуждений.
Поступающие в редакцию вопросы также касались актёров и их личной жизни.
На волне успеха, летом 1926 года, Фэрбенкс и Пикфорд приезжают в Советский Союз. Они пробыли в Москве с 19 по 23 июля. Газета «Правда» за 25.07.1926 писала: «Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс очень довольны своим пребыванием в Москве. «Мы увидели, — говорят они, — молодость, радость, волю к жизни, кипучую работу. Становится ясным, какие огромные перспективы открываются перед этим прекрасным народом, недавно начавшим новую жизнь».
Народный артист СССР Михаил Жаров так вспоминал приезд актёров: «Нельзя описать, что творилось у Белорусского вокзала. Возбуждённые поклонники «Маленькой Мэри» и «Багдадского вора» заполнили всю Тверскую. Балконы, окна и даже фонари были утыканы «мэринами», как их окрестила языкатая Москва». Гости остановились в гостинице «Савой». Как раз в те дни (20.07.1926) умер Дзержинский. Гроб стоял в Колонном зале, недалеко от «Савоя», и до скорбящих чекистов и партийцев, к их негодованию, доносились восторженные крики толпы, требовавшей, чтобы Дуглас и Мэри показались в окне».
Итогом поездки актёров в Москву стал анимационный фильм «Одна из многих» режиссёра Николая Ходатаева, вышедший в 1927 году, высмеивающий увлечение американскими кинозвёздами. Документальная хроника приезда артистов легла в основу художественного фильма «Поцелуй Мэри Пикфорд» режиссёра Сергея Комарова по сценарию имажиниста Вадима Шершеневича, где документальные кадры, когда Пикфорд поцеловала одного из поклонников, были перемонтированы и окружены целой художественной любовной историей с советским парнем Гогой в исполнении Игоря Ильинского. Вернувшиеся в Голливуд звёзды не подозревали, что стали главными актёрами в художественной комедии. О существовании фильма Пикфорд узнала уже в конце жизни.
В архиве электронной библиотеки опубликована кинопресса 1920–1930-х годов. Рекомендуем к чтению:
– журнал «Новый зритель»,
– журнал «Пролетарское кино»,
– журнал «Советское кино».
Эти и другие газеты и журналы можно посмотреть в разделе «Периодика» на «Электронекрасовке».