Русский историк, филолог, палеограф, антиквар и библиофил Илья Шляпкин (1858–1918) называл себя «крестьянином-профессором». Литературоведческие исследования, открытия, поиск редких и ценных изданий русской словесности XVII–XVIII веков, рукописей, автографов и знаменитая «Похвала книге» — вот чем занимался Шляпкин все 60 лет своей жизни.
«Сын крепостного крестьянина и действительный статский советник, трогательный семьянин и одинокий холостяк, расточитель и великий скупец в деле собирания художественных коллекций, мечтатель, строящий во время своих лекций самые фантастические теории и параллели, и уравновешенно-спокойный ученый, всегда умеющий ограничить тему исследования в зависимости от собранного им материала» — так написал его ученик Владимир Буш.
Шляпкин говорил, что «во время общего уныния и тоски, мир книг приобретает для современного человека все большее и большее значение. Книга уносит читателя от тяжелой жизненной обстановки в светлое море мысли и чувства». А самым его любимым и известным выражением стало вот это: «Книги – друзья, которые никогда не изменят, они неизменны и во времени, они голос предков к потомкам».
В Библиотеке имени Н.А. Некрасова по случаю 160-летия со дня рождения ученого сделали небольшой путеводитель по книжной и человеческой вселенным Ильи Шляпкина. Некоторые его книги можно найти в нашем электронном каталоге, а также полистать в Электронекрасовке.
Кратко про Илью Шляпкина
Сын крепостного, ставший профессором Санкт-Петербургского университета и статским советником.
«На кафедре Илья Александрович выглядел монументально: огромный живот, затянутый в синий форменный мундир с золотыми пуговицами. На груди эмалевый в золоте значок магистра. Большая голова в кудерках и колечках, золотые очки, за которыми светились умнейшие глаза. Прекрасная русская речь, которой Шляпкин владел мастерски. Идет Илья Александрович по коридору, как богатырь Илья Муромец, а за ним семенят, едва поспевают цыплята-студенты» (из книги Н.В. Егорова «От монархии к Октябрю»).
Получал большую стипендию — 600 рублей.
Защитил магистерскую диссертацию на тему «Святой Дмитрий Ростовский и его время».
Путешествовал по древнерусским городам, изучал и покупал издания русской словесности XVII–XVIII веков, рукописи, автографы, иконы, древние кресты, лубки и т.д.
«Никакие внешние препятствия не могли заставить его отказаться от приобретения той или иной вещи или книги <…>. У него всегда были силы для энергичного поиска нужной книги у петербургских букинистов, во время поездок по России, по Европе. С особым чувством радости вез он к себе каждую новую книгу, случайно найденную в лавке антиквара или заранее выслеженную, долгожданную и приобретенную на аукционе. Он верил, что каждая сохраненная для потомков книга, вещь облегчит работу будущего исследователя, в то время как от нас, современников, часто истинный смысл того, что мы видим, скрыт», — написал друг и биограф библиофила В. Соловьев в книге «Памяти И.А. Шляпкина» (1918).
Сделал много важных открытий в области истории литературы, а также мало изученной истории театра времен царевны Натальи Алексеевны.
Произвел несколько литературных «разоблачений». Например, выяснил, что «Порфений Уродивый» — псевдоним Ивана Грозного. Назвал ученого Александра Сулакадзева «Хлестаковым археологии» и привел доказательства, что тот фальсифицировал якобы найденную им (а на самом деле — выдуманную) древнюю рукопись о Валааме «Оповедь».
К 1907 году в его библиотеке было около 10 тысяч названий, а к 1918 — около 40 тысяч.
Собрал автографы многих известных русских писателей XIX века: Гоголя, Некрасова, Жуковского и др.
«Похвала книге»
«В 1917 году было издано одно из лучших произведений русской дореволюционной библиофилии — антология «Похвала книге», — пишет П.Н. Берков в работе «История советского библиофильства». В этом сборнике И.А. Шляпкина можно прочитать высказывания и признания в любви чтению и книгам разных русских писателей и поэтов, а также зарубежных авторов, взятые из их произведений. Например, такие:
- Разрозненные томы — из библиотеки чертей. (А.С. Пушкин)
- Я ничего не хочу, уже приближаясь к старости… Надобно доживать дни с семейством, с другом и с книгами. (Из письма 1818 г. Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву)
- Книга — лучший друг человека. Но если этот друг колдун, развратник и душегуб, то и сам скоро станешь похожим на него. (Один из многих, 1915)
- Сквозь книгу увидеть лицо человека — в этом вся задача критики. (Д. Мережковский)
- Я больше люблю читать книги из середины, чем с начала. (Л.Н. Толстой)
- Трудолюбивая женщина уставляет в ряд свою утварь; трудолюбивый читатель постоянно рассматривает ряды своих книг. (Китайские пословицы)
- Если ты скажешь: «Они — мертвецы!», то не ошибешься, а если скажешь: «Они — живут!», тебя нельзя будет опровергнуть. (Историк Ибн-ат-Тыктава, ок. 1301 года)
- Книжная премудрость подобна есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак закрывает, а книжную премудрость и вся тварь сокрыти не может. (Цитата из Азбуки XVII в.)
Спонсором издания «Похвалы» стал известный в те времена антиквар-букинист Ф.Г. Шилов. Книга была напечатана в лучшей типографии Петрограда тех времен — Р. Голике и А. Вильборга — и стоила (один экземпляр на тряпичной бумаге) 5 рублей. Изначально предполагалось, что книга может быть интересна исключительно библиофилам, поэтому большую половину тиража (650 экземпляров) напечатали на дорогой старинной тряпичной бумаге, а оставшиеся 400 — на недорогой «деревянной».
Страницы были украшены орнаментами, заимствованными из византийских и русских рукописей, старопечатных изданий, а также книг елизаветинского и екатерининского времени, иностранных печатных изданий, альманахов XIX века.
Структурно книга состоит из пяти разделов: Священное писание о книге; Древняя Русь о почитании книжном; Книголюбцы Древней Руси; Русские писатели о книге и чтении (поэты и прозаики); Иностранные восточные и западные писатели. Обложка воспроизводит рамку «Русской Библии» Скорины 1517 года.
Что есть в Некрасовке
Из неизданных бумаг А.С. Пушкина / И.А. Шляпкин. — Санкт-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1903.
Здесь можно почитать черновики стихотворений поэта, некоторые дополнения к его прозаическим произведениям, наброски и даже неизвестную драматическую сцену. А также разглядеть его автографы и оригинальную орфографию. Это комментированное издание бумаг Пушкина 1903 года выпуска, полученных автором-составителем от племянника П.В. Анненкова.
Первый русский историк Н.М. Карамзин (1766–1826) / И.А. Шляпкин. — Петроград: Тип. П.П. Сойкина, 1916.
Очерк профессора с иллюстрациями о русском историке, известном литераторе эпохи сентиментализма и создателе «Истории государства Российского» — одного из первых обобщающих трудов по истории нашей страны.
Русские писатели после Гоголя: чтения, речи и статьи / Орест Миллер. — 4-е изд. — Санкт-Петербург; Москва: Издание Т-ва М.О. Вольф, [1890].
Биографический очерк написал И.А. Шляпкин.
Полное собрание сочинений А.С. Грибоедова
Издание Разряда изящной словесности Императорской Академии Наук 1911–1917 гг., под редакцией и с примечаниями Н.К. Пиксанова и И.А. Шляпкина.