«Электронекрасовка» проводит ревизию народной детской игрушки. В первом материале загадочная, идолоподобная игрушка русского Севера — Кукла-панка.
Кукла-панка
Кукла-панка — монументальная, одновременно грубая и выразительная плотницкая игрушка русского Севера, изготовленная из цельного куска дерева, которая была распространена по всему побережью Белого моря с середины XVIII до начала XX века.
Искусствовед Наталья Тарановская в книге «Русская деревянная игрушка» 1968 года наиболее полно описывает внешний вид «панок»:
«Северная кукла „панка“, как её называют там, в Поморье, представляет собою обрубок дерева, округлый или огранённый, в котором намечена топором шаровидная или конусообразная голова, вытянутая на затылке и плоская в лицевой части, посаженная на конусовидный или кубоватый объём. Перемычка в нём, означающая талию человеческой фигуры, определяет торс и широкую юбку. Фигура, как правило, лишена рук, или же руки плотно прижаты к телу. Черты лица предельно схематичны и напоминают идольские лики. Глаза и рот передаются впадинами, щёки слегка моделируются таким образом, чтобы рельефно выделялся нос. Либо же глаза, нос и рот наносятся в виде ямок и бороздок ножом или выжигаются раскалённым гвоздём. Иногда скульптор обозначит ещё округлости женской груди или косу.
Одежда и кокошник передаются лишним ярусом-членением тела фигурки, выступом на макушке да несколькими порезками, означающими полы платья или вырез у шеи. Но часто мастер вообще не затрудняется изображением этих деталей. Он заботится о пропорциональности объёмов и крепкой построенности фигуры, о выразительности общего. Он орнаментирует куклу рядами выжженных кружков или врезных косых крестов, квадратами и ромбами трёхгранной выемчатой резьбы и зубцами плоских порезок, которые так же хорошо, органично ложатся на плоскости небольших деревянных фигурок, как и на поверхности прялок и вальков».
На Севере практически на существовало самостоятельного промысла деревянной игрушки, связанного с рынком. В деревнях Архангельской, Вологодской, Олонецкой губернии деревянную игрушку резали главным образом для своих детей, не на продажу. Игрушками и материалом для них часто являлись плотницкие «отходы производства» и отслужившие детали архитектуры избы — охлупни, резные бруски, узорные кромки. «Панки» практически не разукрашивались, но могли тонироваться обжиганием или выжиганием, а также инкрустироваться подручными предметами.
Загадочный, идолоподобный вид «панок» и скупая информация о них породили множество легенд и домыслов о происхождении и назначении кукол.
Основная версия происхождения названия «панка» — это заимствование ненецкого слова «панк», означающего дерево или деревянную болванку.
Современные исследователи выделяют три типа кукол, в зависимости от региона:
— Летнебережная панка. Кукла была распространена на Летнем берегу Белого моря и, как правило, имела более округлые формы.
— Зимнебережная панка. Была распространена по Зимнему берегу Белого моря и имела угловатые, ромбовидные формы.
— Ненецкая панка.
По мнению искусствоведа Натальи Тарановской, северная игрушка связана с наиболее древними и традиционными формами народной пластики, а круг их образов свидетельствует об их изначальности и глубокой фольклорности. Сохранившая языческую форму и назначение «панка» была не только детской игрушкой, но и оставалась домашним идолом, игравшим роль оберега. Этнографы XIX–XX веков часто фиксировали расположение «панок» в красном углу за иконами.
***
Источники:
— Книга «Русская деревянная игрушка». 1968
— Книга «Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке». 1977
— Книга «Русская игрушка». 1974
— Журнал «Декоративное искусство СССР», № 8, 1961
— Журнал «Декоративное искусство СССР», № 7, 1970
— Журнал «Декоративное искусство СССР», № 6, 1980
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!