Что это такое?

Дамы, кавалеры и наездники. Дымковская глиняная игрушка

«Электронекрасовка» проводит ревизию народной и кустарной детской игрушки. В новом материале — дымковская глиняная игрушка.

Местом возникновения дымковской игрушки является Дымковская слобода, ныне входящая в городскую черту Кирова.

Одно из ранних упоминаний о «дымке» относится к 1811 году. Сосланный в Вятку опальный генерал-майор Николай Хитрово описывал увиденный им местный праздник «Свистопляску»: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».

Е.И. Косс-Деньшина. Тройка. 1958

НМ. Всадник-свистулька. Конец XIX века

НМ. Шар. Середина XIX века

Традиционно игрушечным промыслом занимались женщины и дети, производство было обширным, известно, что в 1856 году их делали 59 семей, а к 1880 году общее число игрушек в год доходило до 100 тысяч.

 НМ. Коньки-свистульки. Начало XX века

А.А. Мезрина. Няня с двумя детьми. Водоноска. Конец XIX — начало XX века

НМ. Всадник. Конец XIX века

Сюжет

Сюжетные персонажи дымковской игрушки — городские и сельские жители (барыни, кавалеры, няни, танцующие пары, музыканты), животные и птицы.

А.И. Мезрина. Дама с ребёнком. Начало XX века

Материал и технология

Игрушки традиционно изготавливаются из местной ярко-красной глины. Лепили их частями, соединяя жидкой глиной. После просушки и обжига фигурки покрывали белилами в несколько слоёв, раньше для этого использовали смесь молока и мела.

А.И. Мезрина. Танцующая пара. 1910–1920-е

Раскраска

Сегодня в росписи игрушек используют анилиновые красители, раньше применяли темперные краски, замешанные на яйце с квасом. Для блеска игрушку покрывали взбитым яйцом.

Характерной особенностью «дымки» является использование в украшении фигурок квадратов и ромбов из потали. Популярными цветами в росписи являются оттенки жёлтого, синего, красного и зелёного цветов, наносимые на игрушку палочками и перьями.

Все игрушки расписные, характерные орнаменты и узоры — точки, круги, штрихи, волны, ёлочки и цветы. Чередование узоров и оттенков при росписи фигурок зависело от мастера.

А.А. Мезрина. Пара в лодке. 1920-е

А.А. Мезрина. Детский сад на прогулке. 1935

А.А. Мезрина. Свинарка. 1935

Угасание промысла дымковской игрушки начинается в конце XIX века, не выдерживая конкуренции с модой на гипсовые литые статуэтки. К 1917 году в Дымкове оставалась одна мастерица, лепившая игрушку, — Анна Мезрина. Прежняя массовость дымковской игрушки и её сохранность в музеях помогли в дальнейшем продолжить и развить промысел.

Е.А. Кошкина. Наездник на олене. 1930-е

Е.А. Кошкина. Корова. 1930-е

Е.А. Кошкина. Декоративная плитка. Конец 1930-х

Е.И. Пенкина. Кобылица с жеребёнком. 1938

Е.И. Пенкина. Наездник. Наездница. 1936–1937

Е.И. Пенкина. Петух. 1930-е

Е.И. Пенкина, Л.Н. Никулина. Доярка и корова. 1940-е

Е.И. Пенкина, Л.Н. Никулина. Балалаечник на рыбе. 1944

О.И. Коновалова. Девочка «на ножках». Медведь с девочкой. 1963

З.В. Пенкина, В.В. Киселёва. Детская горка. 1966

З.В. Пенкина, В.В. Киселёва. Нарядная барыня. 1966

Е.И. Косс-Деньшина. Индюк. 1971

А.В. Калинина. Амазонка. 1979

***

Источники
— Г. Дурасов. «Каргопольская глиняная игрушка». 1988
— И. Богуславская. «Русская глиняная игрушка». 1975
— Г. Блинов. «Чудо-кони, чудо-птицы». 1977
— Г. Дайн. «Русская народная игрушка». 1981
— И. Богуславская. «Дымковская игрушка». 1988

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!