В рубрике «Что это такое?» «Электронекрасовка» рассказывает про интересные артефакты из оцифрованных фондов.
Что это такое?
Упаковка от печенья «Выставочное», выпущенного ко Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (ВСХВ) 1923 года, — с изображением павильона «Моссельпром».
Чем интересна выставка?
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка стала первой масштабной выставкой в советской России, на которой были представлены достижения сельского хозяйства, торговли, промышленности и быта.
ВСХВ стала предшественницей современного ВДНХ и Парка Горького, на территории которого и проходила выставка.
Выставка открылась 19 августа 1923 года, заняв 100 гектаров территории будущего ЦПКиО им. М. Горького. Специально для выставки было возведено 255 построек, при их создании впервые были использованы приёмы архитектурного авангарда и конструктивизма. Работы курировали архитекторы Алексей Щусев и Иван Жолтовский.
Что там такого авангардного построили?
Самыми известными постройками ВСХВ стали павильон «Махорка» по проекту архитектора Константина Мельникова для Махорсиндиката и павильон «Дальний Восток» Ильи Голосова для Дальневосточной области. Также были построены павильоны и малая архитектура по проектам Моисея Гинзбурга, Фёдора Шехтеля, Александры Экстер, Антона Лавинского, Ивана Жолтовского, Алексея Щусева, Александра Бурова и других видных архитекторов.
А чем интересен павильон «Моссельпром»?
Неизвестно, кто был архитектором павильона «Моссельпром», но павильон был одним из самых популярных мест выставки, во многом благодаря тандему Александра Родченко и Владимира Маяковского, придумывавших рекламу для треста, а также ресторану, который открылся в самом павильоне.
Вот что про павильон писал Михаил Булгаков, посетивший выставку:
«От Дома крестьянина до берегу реки больше вглубь, в зелень, к Нескучному саду. Неузнаваемое место. По-прежнему вековые деревья и тени, гладь пруда, но в зелени белые, цветные, причудливые здания. И почти изо всех пыхтенье, стрекотание, стук машин.
Вон он, Моссельпром. Грибом каким-то. Под шапкой надпись «Ресторан».
И со входа сразу охватывает сладкий запах карамели. Белые колпаки, снежные халаты. Мнут карамельную массу, машина режет карамельные конуса. На плитах тазы с начинкой. Барышни-зрительницы висят на загородке — симпатичный павильон! 2-я Государственная кондитерская фабрика имени П.А. Бабаева, бывшие знаменитые «Абрикосова Сыновья».
На стенах — диаграммы государственного дрожжевого № 1 завода Моссельпром.
В банках и ампулах сепарированные дрожжи, сусло, солод ячменный и овсяной, культуры дрожжей.
Диаграммы производительности 1-ой Государственной макаронной фабрики все того же вездесущего Моссельпрома.
В январе 1923 года макаронных изделий — 7042 пуда, в мае — 10870 пудов.
В следующем отделении запах табаку убивает карамель. Халаты на работницах синие. «Дукат». По-иностранному тоже написано: «Doukat». Машины режут, набивают, клеют гильзы. Выставка разноцветных коробок, и среди них уже появились «Привет с выставки».
Дальше приютился славный фруктовый, бывш. Калинкин, ныне Первый завод фруктовых вод.
В карбонизаторе при 5 атмосферах углекислота насыщает воду. Фильтры Chamberland’a.
Разлив пива. Машина брызжет, моет бутылки, мелькают изумительного проворства руки работниц в тяжёлых перчатках. Вертится барабан разливной машины, и пенистое золотистое пиво Моссельпрома лезет в бутылки.
За стойкой тут же посетители его покупают и пьют кружками.
Показательная выставка бутылок — что выпускает бывш. Калинкин теперь? Все. По-прежнему сифоны с содовой и сельтерской, по-прежнему разноцветные бутылки со всевозможными водами. И приятны ярлыки: «На чистом сахаре».
Что там делал Булгаков?
Михаил Булгаков по заданию газеты «Накануне» написал серию очерков про ВСХВ, поэтому целую неделю провёл на выставке, посетив все павильоны. После этого, по воспоминанию писателя Эмилия Миндлина, Булгаков принёс внушительный счёт с его расходами на посещение выставки: «Но что это был за счёт! Расходы по ознакомлению с национальными блюдами и напитками различных республик!.. Всего ошеломительнее было то, что весь этот гомерический счёт на шашлыки, шурпу, люля-кебаб, на фрукты и вина был на двоих. «Почему же счёт на двоих?» — спросил поражённый заведующий финансами. Булгаков невозмутимо ответил: «Во-первых, без дамы я в ресторан не хожу. Во-вторых, у меня в фельетоне отмечено, какие блюда даме пришлись по вкусу. Как вам угодно-с, а произведённые мною производственные расходы покорнейше прошу возместить».
Чем всё закончилось?
Выставка продлилась два месяца и её посетили 1 миллион 375 тысяч 890 человек. Большинство павильонов было разобрано после окончания выставки, однако некоторая архитектура оставалась ещё в ЦПКиО им. М. Горького, образованном в 1928 году, а павильон «Механизация (Шестигранник)» до сих пор можно увидеть в руинированном виде на территории парка.
А в павильоне «Моссельпром» после закрытия выставки произошёл пожар, о чём Михаил Булгаков написал 29 октября в своём дневнике: «На выставке горел только павильон Моссельпрома и быстро был потушен. Полагаю, что это несомненный поджог».
Подробности
На «Электронекрасовке» можно почитать книгу Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха», в которой архитектор размышляет о проблемах и новаторских приёмах архитектуры 1920-х годов, иллюстрируя свои выводы проектами павильонов ВСХВ.
Про первую архитектуру ВДНХ, прошедшей в 1939 году, можно почитать в книге А. Жукова «Архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года». Также можно полистать журнал «СССР на стройке» № 9 за 1939 год с темой номера «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка».
В «Электролектории» смотрите лекцию историка ВДНХ Павла Нефёдова «1939 год. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка».
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!