Ревизия Фольклор

Три книги о русских плачах и причитаниях

Плачи, а также причитания и вопли — особая форма народной и, как правило, обрядовой поэзии, связанная с ключевыми жизненными обстоятельствами: свадьбой, похоронами, неурожаем, болезнью и так далее. Провели ревизию наших фондов и выбрали три книги с причитаниями Русского Севера, где плачевая традиция была особенно развита.

Причитания можно условно разделить на несколько групп:

— похоронно-поминальные,
— свадебные,
— рекрутские,
— повседневно-бытовые, которые существовали вне обрядов.

Часто содержание причитаний во время их исполнения было импровизационно. Исполнялись северные причитания напевно и протяжно, в отличие от причитаний других регионов, где они были более речитативны и коротки. Традиционно причитать можно было только в светлое время суток. Запрещалось исполнение причитаний незамужними девушками и детьми.

Причитанья Северного края

1872 год

Антология «Причитанья Северного края», собранная историком литературы, этнографом и фольклористом Елпидифором Барсовым, была издана в 1872 году.

В 1867 году в Петрозаводске Барсов встретил олонецкую «вопленицу» Ирину Федосову, там и была записана основная часть причитаний, лёгших в основу трёхтомника.

«Напѣвы погребальныхъ плачей, собранныхъ въ Олонецкой губерніи, рѣзко отличаются какъ отъ свадебныхъ голосованій, такъ и отъ обычныхъ въ другихъ мѣстахъ надмогильныхъ всхлипываній и рыданій. Мотивы ихъ очень просты, тихи и заунывны; глубокая древность ихъ даетъ чувствовать себя непосредственно».

Плач о убитом громом-молнией (фрагмент)

На «Электронекрасовке» оцифрован первый том сборника, в котором представлены плачи похоронные, надгробные и надмогильные.

***

Русские плачи

1937 год

В сборнике «Русские плачи», изданном в 1937 году под редакцией филолога и фольклориста Георгия Виноградова, представлены не только причеты Русского Севера, но и плачи Центральной России и Дальнего Востока.

«Этот вид словесного творчества, — в отличие от былины, песни, сказки и пр., — в известной мере является плодом принуждения, обязательства выполнить обряд. Творцы и исполнители былин, песен, сказок и т.п. не знают момента принудительности: рассказывают, когда рассказывается, поют, когда поётся. Не то в причитаниях: там умеешь или не умеешь, можешь или не можешь, хочешь или не хочешь, — причитывать должно. Отсюда необходимость «школы», минимум которой должна пройти рано или поздно каждая женщина. Плакать — причитывать по умершим везде считалось обязанностью всех взрослых женщин и девиц…»

Плач невесты-сироты

Заканчивается сборник образцами причитаний советского периода, например плачем об убитом партийном деятеле Сергее Кирове.

Плач о Кирове (фрагмент)

***

Русский фольклор. Крестьянская лирика

1935 год

В сборнике «Русский фольклор», изданном под редакцией фольклориста Марка Азадовского в 1935 году, представлена песенная крестьянская лирика в целом, с отдельными причетами в виде похоронных и повседневных причитаний.

***

Больше эпическо-песенного обрядового фольклора можно найти в подборке «Песни, плачи, причитания» на «Электронекрасовке» и на странице проекта «Жили. Были. Говорили».