Ревизия

«Мощно впечатляющий кинематограф», но «в целом — картина плохая». Что писали современники и пресса про фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»

18 января 1926 года в кинотеатре «Художественный» на Арбатской площади прошла публичная премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Фильм, сюжет которого посвящен революционному восстанию на одном из броненосцев Черноморского флота, неоднократно признавался одним из лучших фильмов всех времен по опросу критиков, фрагменты, кадры и приемы монтажа стали авангардной классикой кино, но во время премьерного проката в Москве отзывы были неоднозначные. «Электронекрасовка» изучила оцифрованную кинопрессу из фондов Некрасовки и собрала рецензии и впечатления современников — зрителей и критиков — о премьерном прокате фильма «Броненосец Потемкин».

Броненосец Потемкин

Газета «Кино», № 1, 1926

Один из авторов сценария, драматург Сергей Третьяков рассказывает о фильме в связи с предстоящей премьерой.

«Потемкин» — фильм «двойного действия». Два мастерских хода: первый — от где-то в толщах страны вскипающего восстания к его конкретному кусочку. Электричество революции с фатальной необходимостью заставляет людей вскидываться, хватать, валить, брататься, умирать».

***

Незабываемые детали

Газета «Кино», № 3, 1926

Одна из первых рецензий на фильм «Броненосец Потемкин», опубликованная на следующий день после премьерного показа.

«Броненосец» Эйзенштейна радостно поражает не только общим построением, но еще более отдельными частицами своего организма. В том, как поданы детали в картине, чувствуется бесспорно большой мастер».

***

Броненосец — порт — море

Газета «Кино», № 4, 1926

Киновед Ипполит Соколов называет «Броненосец Потемкин» важной вехой в истории советского кино, отмечая, что 200 выпущенных советских кинокартин годятся, скорее, чтобы заполнить пробел между подобными вехами.

«Буквально нет ни одного лишнего кадра. Общие планы бесконечных морских горизонтов и величественной палубы броненосца со своей прямолинейностью и четкостью фотогеничных поверхностей и форм передают монументализм и инженеризм стиля нашей эпохи».

***

Спор о «Потемкине»

Газета «Кино», № 5, 1926

Газета «Кино» № 5 за 1926 год публикует мнения кинопроизводственников, высказанные в ответах на анкету Ассоциации революционного кино. Так, например, основатель «конструктивизма», эксцентричный Алексей Ган считает, что «Потемкин» вносит путаницу в советскую кинематографию. В целом — картина плохая».

***

Броненосец экрана и канонерка театра

Газета «Кино», № 5, 1926

Литературный критик, лефовец Виктор Перцов анализирует и сравнивает фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и театральную постановку Всеволода Мейерхольда «Рычи, Китай», в обоих произведениях в качестве сценариста участвовал другой лефовец — драматург Сергей Третьяков.

«Наша задача заключается не в том, чтобы еще раз испустить междометия восторга по поводу «Потемкина» и пожурить режиссера за недостатки, но самые недостатки и достоинства — типизировать. В нашей оценке будем исходить из воздейственных возможностей кино и театра для целей сегодняшнего дня».

***

Это дискуссия?

Газета «Кино», № 6, 1926

Кинорежиссер Яков Блиох в газете «Кино» № 6 за 1926 год недоумевает по поводу дискуссии вокруг фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», организованной Ассоциацией революционного кино.

«Никому не нужные, неинтересные, а, главное, никому не полезные выступления отдельных товарищей, как по должности (зам. генерального секретаря АРКа), так и по неудержимому темпераменту, и, наконец, в достаточной мере, лично окрашенное выступление Эйзенштейна, — все это явилось результатом отсутствия хотя бы самой элементарной организованности».

***

Слово за читателем

Газета «Кино», № 8, № 9, 1926

Кинозрители в письмах рубрики «Слово за читателем» в газете «Кино» № 8 и № 9 за 1926 год преимущественно ругают «Броненосец Потемкин» за замеченные во время просмотра ляпы, «липовые» декорации и сомнительную рекламу фильма.

***

Крестьяне о «Потемкине»

Газета «Кино», № 11, 1926

Ассоциация революционного кино устроила показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» в Центральном Доме Крестьянина. Главный итог просмотра — 20 крестьян-ходоков в результате дискуссии пришли к общему выводу о «Потемкине»: «Крестьянам он нужнее, чем рабочим».

***

«Панцирник Потьомкiн»

Журнал «Кiно», № 4, 1926

Украинский журнал «Кiно» № 4 за 1926 год опубликовал фрагмент сценария «Броненосца Потемкина».

***

Новая победа Советского кино

Журнал «Жизнь искусства», № 4, 1926

Театральный критик Алексей Гвоздев с восторгом поет дифирамбы фильму Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и описывает его театральные приемы.

«Броненосец Потемкин» — гордость Советской кинематографии» — так гласят объявления, которыми заполнились наши газеты. На этот раз газетная реклама и художественная критика не расходятся в своей оценке новой фильмы. Действительно, «Потемкиным» Эйзенштейна можно и должно гордиться, ибо такой захватывающей по исполнению и в то же время значительной по содержанию фильмы не знает даже западное и американское кино. «Потемкин» есть явление огромной общественной значимости, ибо здесь форма и содержание оказались слитыми в крепкое единство и революционная по сюжету фильма нашла свое революционно-художественное оформление».

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!