Провели ревизию архитектурных изданий на «Электронекрасовке» и выбрали книги, посвящённые крестьянскому зодчеству, преимущественно Русского Севера и Сибири, от устройства улиц и дворов до конструкции изб, амбаров, бань и других построек.
***
О крестьянских постройках
Михаил Едемский. 1913Как строили избы на Русском Севере — об этом рассказывает фольклорист Михаил Едемский в своей книге «О крестьянских постройках», изданной в 1913 году.
На примере построек в Тотемском, Вельском и Шенкурском уездах Едемский описывает устройство и особенности жилищ, амбаров, бань, погребов и других сооружений.
Дом или двор
«Дом состоит из следующих главных частей: перёд, серёдка и озадок или зад; между ними — зимний мост (сени) и летний.
Перёд представляет из себя летнее жильё, а озадок — зимнее, серёдка включает в себя скотный двор, хлевы, поветь, горницы и клети на повети. Всё это под одной общей крышей, имеющей два ската, с желобами по краям и охлупнем по средине, на вершине скатов.
В порядке важности основной и существенной частью дома является зимняя изба; за ней следуют серёдка и затем перёд. Таков обыкновенно и порядок постройки этих частей по времени».
***
Крестьянская изба на Севере России
Дмитрий Осипов. 1924Архитектор Дмитрий Осипов, автор проекта первого Московского крематория и комплекса общежитий Института красной профессуры, по просьбе Тотемского государственного музея проводит разбор крестьянской застройки в деревнях Печеньга и Харино Тотемского уезда, «как наиболее старых поселениях, расположенных в местности богатой лесом». А художник Евгений Праведников тщательно всё зафиксировал в гравюрах.
«Ещё и до сего времени здесь существуют целые семейства «чудского» происхождения, отличающиеся, как известно, особой консервативностью строителей, и твёрдо помня заветы старины, продолжают строить избы «по-чёрному», с волоковыми окнами и глинобитными печами без дымовых труб. Чем отчасти и объясняется значительный процент чёрных изб, имеющихся в этой волости».
***
Крестьянское искусство СССР
Выпуск 1. 1927Первый выпуск сборника «Крестьянское искусство СССР» посвящён культуре и быту Заонежья — фольклору, музыке, живописи, вышивкам и народной архитектуре.
Архитектор и реставратор Константин Романов подробно рассказывает о жилых домах в Заонежье:
«При описании двора и избы прежде всего необходимо заметить, что они всегда строились для одной семьи или хозяина, но и семья и хозяин имели очень разное значение и разный характер в различное время, подвергаясь очень сложному изменению. Вообще, прежняя обширная семья, включавшая, иногда, в себя несколько женатых сыновей хозяина с внуками, в Прионежье постепенно разлагается, переходя в семью, состоящую из мужа, жены и детей. Соответственно мельчает и тип «двора». Но провести точную хронологическую грань для этого признака нельзя, так как малые старые семьи имели соответственно небольшие дворы».
***
Русское народное зодчество в Восточной Сибири
Евгений Ащепков. 1953Сибирский архитектор Евгений Ащепков в своём монументальном исследовании «Русское народное зодчество в Восточной Сибири» подробно разбирает народное зодчество, от планировки и застройки сёл до архитектурных приёмов и конструкций изб.
«В некоторых сёлах, расположенных на берегах рек в безлесной местности, строительство велось из дерева, полученного по рекам за сотни километров.
Как видно, дальность расстояний от основного строительного материала не смущала сибирских зодчих.
При «долинном» расположении деревень можно отметить несколько приёмов планировки и застройки улиц, единых по своей композиционной схеме, но имеющих некоторое принципиальное различие. Обычно избы выстраиваются в относительно прямолинейный ряд или несколько рядов, образуя «порядки» — «ряды» улиц. Река при этом является как бы композиционной осью, объединяющей всю застройку.
Можно отметить три основных приёма организации улиц в таких селах:
— односторонняя застройка вдоль реки;
— двусторонняя застройка в одну улицу;
— ряд улиц, расположенных параллельно реке.
При односторонней застройке улицы избы обращены фасадами к реке‚ дворы же со всеми хозяйственными постройками расположены за домом.
Общую композицию усадьбы завершает огород, где устраивается колодец с журавлём, оживляющий силуэт деревни».
***
Деревянное зодчество
1980-еВ сувенирном наборе спичек «Деревянное зодчество», выпущенном в 1980-е годы, собраны значимые образцы исторической деревянной архитектуры — монастыри, часовни, амбары, мельницы, избы, сохранившиеся в Карелии, Архангельской, Мурманской, Вологодской, Костромской областях и Подмосковье.
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!