В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий. В очередном выпуске — ревизия книг архитектора и графика Якова Чернихова, чьи архитектурные фантазии 1920–1930-х опередили время и определили сегодняшнюю архитектуру.
Искусство начертания
1927 год
«Всегда, везде и всюду заменяйте слово графикой», — писал Яков Чернихов в своей книге «Искусство начертаний», изданной в 1927 году. Первая часть книги состоит из определений графики и основных приёмов черчения и дизайна, во второй части читателям предложены графические задачи, выполнив которые, можно «строить свои успехи и достижения в начертательном искусстве».
Из главы «Предмет начертательного искусства»
«Под начертательным искусством разумеют все виды графического, образного выражения нашего конкретного мышления и аналитических выкладок. Сюда входят различные типы изложения, посредством рисунка и чертежа. Перевод объяснений и доказательств в целом ряде точных наук в так называемые «образы» запечатлеваются легко и ясно, а главное, не требуют для своего запоминания никакого напряжения. Мы чертежом, рисунком и вообще «изображением» фиксируем ещё и то, что нам хотелось бы иметь в натуре».
Основы современной архитектуры
1930 год
«Облик сооружений недалёкого будущего продиктуется всем укладом нашей сложной индустриальной и социальной жизни. В предвидении этого произойдёт много сдвигов в понятиях и решениях зодчих, и новая архитектура выльется в новые, своеобразные формы», — пишет Яков Чернихов во вступлении к книге «Основы современной архитектуры», вышедшей в 1930 году.
Чернихов подробно разбирает и описывает архитектуру, начиная от основ композиции и заканчивая техническими навыками архитектора и философией архитектурных исканий. Иллюстрациями к книге стали собственные проекты автора. Чернихов отмечает, что наверняка с его видением современной архитектуры будут несогласны, но с этими экспериментальными идеями и нужно спорить, поскольку «только такой путь и мыслим в наше время для продвижения выдвинутого вопроса».
Конструкция архитектурных и машинных форм
1931 год
В книге «Конструкция архитектурных и машинных форм» архитектор Яков Чернихов исследует конструктивизм и его проблемы, создавая для этого собственные архитектурные фантазии. Чернихов анализирует все геометрические формы и композиции архитектуры в контексте века машин и индустриализации.
«Конструктивизм ради конструктивизма — ненужная и никчёмная установка. Конструктивизм не должен служить целям украшательства, замаскирования сути дела, фальшивым прикрытием форм. Только то конструктивное решение имеет смысл, которое таит под собою непременную функциональную, рациональную и целевую установку. Выдумывание конструкции для эстетического отображения сооружения есть фальшь».
«Самый смысл конструктивизма во всех случаях заключается в том, что он создаёт впечатление необходимости увязки одного элемента с другим. Наблюдая функциональную зависимость ряда объектов между собою и оправдывая эту зависимость, мы, тем самым, утверждаем тот конструктивный рационализм, к которому стремимся. Смысл конструктивизма таится также и в том, что он создаёт у нас убеждение в той устремлённости обхвата, каким обладают некоторые предметы. В цепком сочленении и спаянности отдельных элементов между собою есть узаконение принципа сцепления. Когда одно тело внедряется в другое и, тем самым, порождает зависимость одной части от другой, то в совокупности их взаимодействия создаётся законченное произведение».
Орнамент
1931 год
Книга Якова Чернихова «Орнамент» рассказывает об орнаментальном черчении. Чернихов, как всегда, начинает объяснять с азов, от правильного держания карандаша и циркуля до оптимального сидения за столом. Далее читатель познакомится с «курсом орнаментального черчения», где наглядно увидит возможные орнаменты и способы их отрисовки.
Архитектурные фантазии
1933 год
101 архитектурная фантазия Якова Чернихова, которые и сейчас выглядят футуристично.
«В разные периоды существования зодчества появлялась потребность отображать некоторые его замыслы в виде архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым образом, отличались от обычных архитектурных приёмов своими отступлениями принятых выражений как композиционного, так и технического свойства. При фиксировании своих архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить некоторые новшества и композиционные вольности. Не стесняя себя никакими предшествовавшими условностями, архитектор при графировании имел возможность показать новые, более совершенные средства, с помощью которых можно полнее и пространнее выявить богатство наших представлений и замыслов. Путём исканий и ряда экспериментов мы получаем все данные для подхода вплотную к разрешению вопросов, занимающих мозг архитектора».
«Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось желание представить, путём различных изобразительных композиционных и технических средств, все те представления, которые могут зародиться в голове зодчего. То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют никакой, так называемой, материальной оправданности, говорит за то, что в процессе исканий и исследований появлялась настоятельная потребность выявить их лишь указанным выше путём. Ценность композиций этого порядка измеряется теми «внутренними» качествами и особенностями архитектурного построения, которыми каждое из них обладает».
P.S.
«О хлестаковщине и буржуазном вредительстве на архитектурном фронте»
Разгромная рецензия на идеи Якова Чернихова и книгу «Основы современной архитектуры» в журнале «Советская архитектура» № 5–6 за 1931 год.
«…Оперируя отвлечёнными формами и заданиями, Чернихов забрасывает читателя бесконечным количеством решений. Можно и в самом деле подумать, что эти решения представляют продукт глубокого творчества и оригинальности. На самом деле Чернихов всего-навсего запоздалый вульгарный отпрыск тех беспредметнических, формалистских течений, которые видели свою задачу в беспочвенном и бесплодном фантазировании и сочинительстве».
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!