В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий. В очередном выпуске — книги и журналы, посвященные школе строительства и конструирования Баухаус (Bauhaus), оказавшей значительное влияние на современную архитектуру и промышленный дизайн.
Internationale Architektur. Bd. 1
1925Книга издательской программы Bauhausbücher о международной архитектуре модерна, вышедшая под редакцией директора Баухауса Вальтера Гропиуса. В ряд лучших образцов архитектуры Гропиус включил проекты советских архитекторов Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга и братьев Весниных.
Книга стала первым изданием в серии школы Bauhausbücher, всего вышло 14 монографий.
***
Malerei. Fotografie. Film
Moholy-Nagy L., 1927Ласло Мохой-Надь — известный венгерский художник, теоретик авангарда и один из преподавателей школы Баухаус. В 1927 году в серии Bauhausbücher вышла книга Мохой-Надя «Malerei. Fotografie. Film» («Живопись, Фотография, Кино»), в которой были сформулированы основные принципы «нового видения фотографии». «Новое видение» рассматривало фотографию как самостоятельную художественную практику. Помимо теоретической части о художественной фотографии в книге собраны примеры экспериментальной фотографии, фотограмм и фотомонтажа.
***
Punkt und Linie zu Flache
Kandinskij V.V., 1926Художник-абстракционист и теоретик искусства Василий Кандинский был одним из ведущих преподавателей школы Баухаус. В 1926 году под редакцией Вальтера Гропиуса и Ласло Мохой-Надя выходит книга Кандинского Punkt und Linie zu Flache («Точка и линия на плоскости»), в которой художник анализирует первоэлементы точку и линию и проецирует их на природу, архитектуру и искусство.
***
Von material zu architektur
Moholy-Nagy L., 1929В книгу Von material zu architektur («От материала к архитектуре») вошли лекции Ласло Мохой-Надя 1923–1928 годов, курса пропедевтики Баухауса.
***
Der Blaue Reiter
1912В 1911 году художники Василий Кандинский и Франц Марк основали в Мюнхене объединение «Синий всадник», главной целью которого было освобождение искусства от академичности. Такое освобождение от канонов виделось художникам в средневековой живописи, примитивном искусстве, кубизме и фовизме, даже само название объединения было «наивным»: «Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само».
У «Синего всадника» были большие планы издательской деятельности, но в итоге вышел только один номер одноименного альманаха Der Blaue Reiter.
***
Der Ararat. Sonderheft, № 2
1920Специальный выпуск немецкого журнала об искусстве Der Ararat 1920 года посвящен одному из крупнейших европейских авангардистов и преподавателю Баухауса Паулю Клее. В конце издания, после биографических данных и сборника работ Клее, размещена статья советского журналиста, а впоследствии дипломата, Константина Уманского.
Уманский пишет, что Клее и творческое объединение «Синий всадник», в которое входит художник, мало известны в России. Несмотря на то, что основатель «Синего всадника» — Василий Кандинский, который, впрочем, по словам Уманского, также не очень популярен на родине.
«Даже самые молодые художники-абстракционисты — которые являются непосредственными преемниками Кандинского и лучше всего характеризуют новое русское искусство, не без труда назвали бы Кандинского своим лидером — даже не своим «теоретиком».
***
Электролекторий
Лекция «Баухаус: история школы, изменившей мир»
Читает Анна Броновицкая, кандидат искусствоведения, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель архитектурной школы МАРШ.
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!