В рубрике «В газетах писали» «Электронекрасовка» рассказывает про интересные находки в оцифрованной периодике.
«Велосипеды трудящимся!» — объявление с таким лозунгом могли прочитать советские граждане в прессе весной 1930 года. Так стартовала общесоюзная подписка на велообязательства — гражданам предлагалось внести 160 рублей в сберкассу, взамен государство обещало в течение нескольких лет снабдить население самым доступным и демократичным транспортом — велосипедами.
Для удобства и снижения финансовой нагрузки плату предлагалось вносить несколькими частями. Всего планировалось выпустить четыре серии велообязательств, которые должны были принести нуждающемуся в деньгах государству 56 миллионов рублей.
Пресса писала о преимуществах покупки обязательств: «На сумму, вносимую в уплату за велообязательство, начисляется в пользу владельца обязательства 6% годовых. Суммы процентов, причитающихся владельцу обязательства, засчитываются в счёт последнего платежа за обязательство.
Исключительная выгодность велозайма для трудящихся очевидна. Поэтому рабочие и середняцко-бедняцкие массы крестьянства, заинтересованные в том, чтобы получить соответствующее количество велосипедов, должны подумать об этом заблаговременно».
А также подробно расписывала правила платежей:
«По каждому обязательству 1-й серии должно быть внесено до 1 июля 1930 г. — 29 р. 50 к. и в течение каждого из последующих 3-х кварталов по 43 р. 50 к.
По каждому обязательстельству 2-й серии до 1 июля 1930 г. должно быть внесено 22 р. и в течение каждого из последующих четырёх кварталов по 33 р. и в последний месяц до срока остальные 6 руб.
По каждому обязательству 3-й серии до 1 июля 1930 г. должно быть внесено 13 руб. и в течение каждого из последующих семи кварталов по 21 р.
По каждому обязательству 4-й серии до 1 июля 1930 г. должно быть внесено 10 руб. и в течение каждого из последующих 8-ми кварталов по 18 руб., и в последний месяц до срока остальные 6 руб.
Квартальные платежи владелец велозайма имеет право производить полумесячными, месячными или единовременными квартальными взносами».
Всего было выпущено 350 тысяч бланков обязательств, из которых, по данным прессы, было приобретено не менее 323 тысяч.
Окончательный срок выдачи велосипедов гражданам по всем четырём сериям был назначен на август 1932 года. Велосипеды по обязательствам должны были производить московский, пензенский и харьковский велозаводы. Если московский велозавод справлялся с планом, то остальные предприятия, как писала пресса, «работали с перебоями».
В коллективных письмах в газеты потенциальные велосипедисты писали о срывах выдачи великов: «Это не даёт никому права подрывать доверие к нашим целевым займам. Всяким попыткам подорвать доверие к целевым займам, служащим делу усиления темпов строительства, давайте беспощадный отпор, как вылазкам агентов классового врага».
Крайний срок по обязательствам был сдвинут на октябрь 1933 года. Но и в прессе за 1935 год можно встретить жалобы граждан на невыполнение велообязательств. Не обходилось без точечных эксцессов — иногда велосипеды приходили без фар, насосов, цепей и даже руля.
Как писала газета «Вечерняя Москва» в июне 1934 года, в Москве насчитывалось 50000 велосипедов, в том числе полученных по велообязательствам. Резкое повышение количества велотранспорта в городе показало слабые места велоинфраструктуры Москвы 1930-х годов:
«— Отвезите машину домой!
Этой фразой встречают московских велосипедистов на заводах, в парках культуры, в музеях и театрах, ибо в Москве около 50000 велосипедистов и только пять пунктов, где машины можно сдать на хранение!»
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!