Московский сад

Голландия в Москве

При Петре I Немецкая слобода превратилась в аристократическое предместье Москвы. Здесь Петр познакомился с будущим закадычным другом Францем Лефортом. Когда в 90-е годы XVII века Петр Великий начал проводить военные реформы, он передал земли по левобережью Яузы под военные слободы Преображенского, Семеновского и Лефортовского полков.

Так была заложена слобода, получившая название Лефортовской. Застройка левого берега Яузы началась с того, что один из самых доверенных людей Петра — боярин Федор Алексеевич Головин — в 1701 году купил двор у вдовы торгового иноземца напротив Лефортовского дворца и отстроил усадьбу в европейском стиле. В 1721 году император выкупил ее у наследников Головина и поручил обустройство своего нового дворца Николаю Бидлоо.

Николас Бидлоо родился около 1670 года в Амстердаме в семье известного аптекаря и ботаника, получил степень доктора в Лейденском университете и, согласно контракту, подписанному с русским послом Матвеевым 16 марта 1702 года, приехал в Москву в качестве личного врача Петра I. В Нидерланды Бидлоо больше не вернулся, а в 1707 году стал директором первого московского госпиталя (ныне Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко).

В 1710 году голландец получил от Петра участок рядом с госпиталем, построил там усадьбу и разбил собственный сад, который назвал «Малым Эрмитажем». Здесь все напоминало о Голландии: чарующий вид на реку, сочетание утилитарного сада (прямоугольных участков с овощами, зеленью и плодовыми деревьями) и декоративного сада с прудами, гротами, классическими скульптурами, вазами и живыми изгородями. Этот четкий и ясный порядок резко контрастировал с нетронутой природой на берегу реки. «Малый Эрмитаж» следовал традициям нидерландских садоводов-любителей Симона Схейнфута и Питера де ла Кура, которым принадлежат важные трактаты по садовому искусству. Усадьба Бидлоо очень нравилась царю, и он поручил ему переделать старый Головинский сад в царскую загородную резиденцию на Яузе.

Петр хотел превратить имение в «водяной сад» с дугообразными мостиками, искусственными островками и менажериями (птичьими домиками). В 1722–1723 годах Бидлоо занимался проектированием, а в 1724 году развернулось строительство.

Бидлоо искусно использовал природный перепад высот, чтобы добиться эффектной игры неподвижной, бьющей и падающей воды. Сад в его исполнении напоминал холмистый парк Розендал недалеко от Арнема. Голландец проложил дамбы и каналы, придумал, как чередовать открытые пространства и беседки, расставил повсюду вазы и скульптуры.

К сожалению, по мере развития города Лефортовский парк (бывший Головинский сад) изменился почти до неузнаваемости. Но ландшафт сохранился, и структура водного парка по-прежнему прослеживается.

А голландский «Эрмитаж», сыгравший огромную роль в развитии садового искусства в Москве, бесследно исчез. Теперь на его месте — разросшаяся территория госпиталя.

Лейденским университетом опубликована коллекция рисунков, собственноручно выполненных Николаем Бидлоо и сопровожденных им же написанным «Очерком» и пояснениями.

Она представляет несомненный интерес для историка архитектуры, что подтверждает сам автор рисунков: «Его Величество пожаловал мне маленький участок земли рядом с садом госпиталя, где я создал для себя сад и прелестную деревенскую жизнь, потворствуя в этом моим врожденным вкусам. И, как только этот сад, достаточно маленький, был удачно вписан в соответствующую географическую ситуацию, так прелестно посажен и выращен, он смог понравиться Его Императорскому Величеству настолько сильно, что я был почтен частыми визитами монарха, который приезжал сюда и при мне и в мое отсутствие. В моих тяжелых и многообразных обязанностях он был моим наилучшим отдыхом и прекрасно способствовал моим занятиям и делам, которым я предавался здесь в уединении. Я решил нарисовать этот очень дорогой мне приют отшельника (hermitage), так чтобы, благодаря этим видам, где бы я ни был, я смог бы представить себе место, которое доставило мне столько удовольствия».

На 18 листах размером приблизительно 25 на 50 см Бидлоо изобразил виды своей усадьбы. На одном из рисунков — план сада.

Усадьба располагалась на прямоугольном участке левого берега Яузы, слева от госпиталя, между рекой и Лефортовской слободой. Она объединяла в один комплекс хозяйственную и жилую зоны, имела две главные композиционные оси: центральную продольную аллею, идущую от Солдатской слободы к берегу Яузы, и поперечную, связывающую малые и парадные ворота, обращенные к госпиталю. Соединение в одном комплексе хозяйственной, жилой и развлекательной зон типично для загородных бюргерских усадеб Западной Европы. Об этом пишет и сам Бидлоо: «Мое искусство и наука полезны и тем и другим. Одно есть рассуждения, наблюдения, идеи, другое – украшение, напоминающее о прошлом. Все это может успешно поддерживать умение хозяйствовать, так успешно и существенно в человеческой жизни, созданной самим Богом, соединяя пропитание с удовольствием, а данный нам вкус, будучи врожденным практически у всех людей, от дворянина до фермера, располагает нас к жизни в деревне».

Виды своей усадьбы Н. Бидлоо, вероятнее всего, создал и описал после смерти Петра I, то есть между 1725 и 1735 годами. Архивных и мемуарных сведений об этой усадьбе чрезвычайно мало.

Пять золотых правил садового гения Бидлоо:

Первое правило — «водный сад»: планировка в духе Бидлоо предполагает, что должна максимально использоваться вода.

Второе правило — террасный сад: расположение на трех уровнях. Перепады рельефа нужно разумно использовать и подчеркивать, что сделает ландшафт более интересным и оригинальным, позволит обеспечить постоянную смену перспективы.

Третье правило — кабинетный сад: планировка в духе Бидлоо требует ясной структуры дорожек и зеленых элементов: они должны быть четко разделены по функциям и не менее четко взаимосвязаны, чтобы создавалась интересная игра впечатлений.

Четвертое правило — «сад сюрпризов»: для Бидлоо было важно, чтобы сад стал усладой и для зрения, и для слуха, обоняния и осязания. За каждым поворотом посетителя должны ожидать новые впечатления, а гроты, мосты и экзотические растения обеспечивают сюрпризы, которые хороши в любое время года.

Пятое правило — «в здоровом теле здоровый дух»: водный сад Бидлоо изначально задуман и как императорская резиденция, и как рекреационная зона госпиталя. Голландец считал, что связь с природой благотворно влияет на здоровье. Это и сегодня так, и эту связь в будущем надо развивать.

«Мы не видим монархов, отрекающихся от трона, консулов и генералов, отказывающихся от своего знатного положения, весьма образованных и мудрых людей, бросающих свою беспокойную жизнь и свои достижения, т. к. это выглядит не практично и не умно, но более разумным представляется мне искать отдых от всех этих забот в деревне — вот одно из главных доказательств необходимости садов», — писал Николай Бидлоо.

На территории госпиталя им. Н.Н. Бурденко установлена скульптурная композиция «Петр I и Н. Бидлоо» скульптора Л. Баранова.