Журнал Разговор

Наше дело — #театр_чё

Каждое воскресенье в Летней читальне Библиотеки имени Н.А. Некрасова #театр_чё проводит открытую репетицию-читку пьес для детской и подростковой аудитории.

Проект экспериментальной театральной лаборатории, где подростки в атмосфере «равный — равному» разбирают пьесы, родился совершенно спонтанно.

Специально для сайта Некрасовки основатели лаборатории — стремящиеся экспериментировать с обстоятельствами, жонглировать событиями и управлять конфликтами — рассказали о проекте, о себе, о жизни и немного о Гришковце.

Действующие лица «Разговора»:

Евгений Балтин — руководитель, режиссёр и актёр #театр_чё,

Артур Мафенбайер — руководитель, режиссёр и актёр #театр_чё,

Александр Туравинин, Владимир Братков, Евгения Морозова, Мария Крючкова, Ева Валиева, Юлия Прудченко, Анна Чекина, Ирина Носова — актёры и актрисы #театр_чё.

Конец Галереи

#рождение_чё

Артур Мафенбайер: Официальной датой рождения #театр_чё можно назвать 4 мая 2018 года. У истоков его создания стоят Евгений Балтин, Александр Туравинин и Артур Мафенбайер. Возник театр в виде его первой премьеры, а именно спектакля #МамаНаВостоке в постановке Евгения Балтина. В спектакле заняты Александр Туравинин, Батраз Засеев, Владимир Братков и Артур Мафенбайер.

Сегодня спектакль #МамаНаВостоке, можно сказать, регулярно проходит на площадке театрального центра «Свободный 24» (м. Новогиреево) библиотеки № 96 ЦБС ВАО. Аудитория спектакля очень широка. Самому младшему нашему зрителю было 5 лет, а что касается взрослых гостей, то из уважения к ним скажу так — 50+.

#Евгений Балтин_чё

Изначально #театр_чё решил читать только то, что может и хочет взять в постановку. Это главный критерий. Для #экспрессэскиз_чё мы берём современную драматургию, ориентированную на детскую и подростковую аудиторию. Мы уже прочитали пьесы Д. Уткиной и И. Васьковской «Бог ездит на велосипеде», Д. Уткиной «Иван, сын богатырский», А. Житовского «Фуня». Впереди ещё много интересного.

Изначально не было чёткого плана или бизнес-проекта. Все было по-пацански просто. Однажды при встрече я сказал Сане Туравинину, с которым был давно знаком, что хочу, чтоб у нас когда-то собрался пацанский, хулиганский коллектив, где бы мы — понаехавшие с Сибири, Урала пацаны — играли спектакли, тусовались, говорили. Хочу, чтоб это был театр, в котором нет дистанции между публикой и теми, кто на сцене. Где всё очень просто и душевно, чё! Все как дома, чё! Ну сказал и сказал. Кто из актёров или режиссёров не мечтает о своём театре. 

Позже в Москву приехал наш друг Артур Мафенбайер, поступил в «Щуку». Часто при встречах мы заговаривали о доме, о том, кто остался на нашей малой родине и, конечно, о мамах. Наших. Тех, которые со слезами отпускали нас в Москву, тех, которые до последнего будут верить в то, что у нас всё получится. Мы понимали, что истории про мам, которыми мы делимся друг с другом, могут быть интересны не только нам. 

Мы поняли, что можно сделать спектакль и играть его для друзей и близких. Артур пригласил однажды на наши встречи своего педагога по пластическому воспитанию Батраза Засеева, у которого тоже очень интересная история взаимоотношений в семье, я пригласил Володю Браткова. И мы сделали спектакль-квартирник, ни на что особо не рассчитывая. Мы хотели играть его для своих в Москве и отвезти в города, где живут наши мамы: в Новосибирск, Серов, Чайковский, на родину Батраза во Владикавказ. Но во время первого показа, это было в марте, на который собралось неожиданно много народу, мы поняли, что наши истории откликаются в душе не только наших друзей. Друзья друзей, которые пришли на показ, тоже не остались равнодушными. Я подумал: наверное, этот момент настал. Так возник #театр_чё, который образовала наша пацанская компания. Название #театр_чё придумали, по большому счету, наши дворовые друзья. 

При встрече через многие (или нет) годы они по любому случаю гордо, раздражённо, радостно или ещё как-нибудь по-своему напомнят нам, кто мы есть на самом деле — «актер, чё». Или «режиссёр, чё». Или, может, «москвич, чё». Но наши, уже выросшие, дворовые пацаны понимают, что если их дело — «автосервис, чё» или вдруг «газпром, чё», то наше дело — #театр_чё.

Сейчас мы играем в основном на Свободном проспекте, 24! Но не отказываемся, когда приглашают играть на другие площадки, так, например, мы недавно сыграли на площадке КЦ «Хитровка» по приглашению наших друзей — театра «СТУДИЯ.project». Вообще, за нашими событиями можно следить в группах #театр_чё в социальных сетях. Мы постоянно чего-то где-то делаем, стараемся создавать движ. Что касается спектаклей! Сейчас мы играем спектакль #МамаНаВостоке, а ещё мы недавно двинулись в новом направлении, которое назвали #звезда_чёт. Это направление открывает для нас горизонты театра для детей и подростков.

#будущее_чё

Мы готовим #СпектакльНомерДва, который представит зрителю женскую часть труппы — пацанок театра. Уже сейчас понятно, что это будет мощно по содержанию, форму сейчас сочиняем.

Совсем недавно это было всего лишь идеей, но благодаря нашей настойчивости и помощи невероятных ребят-специалистов из Библиотеки Некрасова, идея переросла в проект. Речь идёт об экспериментальной театральной лаборатории для детей и подростков #экспрессэскиз.

#новенькое_чё

Если не думать о том, что бы придумать нового и чего бы такого выкинуть, то возможно, что-нибудь откроешь. В себе прежде всего.

#подростки_чё

Впечатляет, что подростки очень легко идут на контакт, размышляют. Практически на профессиональном уровне участвуют в разборе пьесы. Видно, что много читают, смотрят, слушают. Однажды мы в Саду Баумана читали повесть Довлатова «Заповедник», такая совсем не детская книга, но, несмотря на холодный вечерок (мы читали на открытом воздухе) и сложный материал, парни-участники #экспрессэскиз_чё прознали, что мы будем читать, пришли и пробыли с нами все полтора часа! «Вот это жажда познаний!» — подумали мы.

А ещё у них заинтересованные глаза и огромное желание быть выслушанным.

Как точно не нужно говорить с подростками о театре? Как с глупыми людьми. А говорить нужно, наверное, для того, чтобы тебя хоть кто-то слушал. 

#советы_чё

Спектакли театра «СТУДИЯ.project».

«Синяя птица» в постановке Бориса Юхананова.

#свобода_чё

Владимир Братков: Свобода во все времена не возможна без осознания, что свобода — это не вседозволенность. Необходим внутренний самоконтроль на основе простой общечеловеческой морали. Иначе начнутся внешние ограничения. Самая главная человеческая свобода — это возможность выбора. Этого никто не отнимет, но именно здесь необходима особая концентрация внимания на ответственности.

Евгения Морозова: Свобода — это когда резинка на штанах не давит. Если давит, то это не свобода.

Мария Крючкова: Свобода — это искусство и русское поле.

Анна Чекина: Свобода — осознанное созидание жизни. Свобода — это право выбора. Свобода — это возможность получения опыта. Свобода — это возможность просто быть таким, какой ты есть. Свобода — это возможность меняться или не меняться.

Александр Туравинин: Свобода — это возможность меняться или не меняться. Свобода — это умение быть собой в любой ситуации. Ребята, свобода — это осознание собственных ограничений.

Ева Валиева: Свобода — это эквивалент счастья, когда ты можешь делать то, что тебе нравится, и не делать того, что тебе не нравится.

Александра Вишневская: Свобода — это осознание своей несвободы.

Ирина Носова: Для меня свобода сейчас — это когда не нужно ни перед кем оправдываться, врать! Готовить треску, не переживая за запах в квартире, и голенькой гулять по ней.

Туравинина Алина: Свобода — это абсолютное принятие себя.

Юлия Прудченко: Свобода — это освобождение от ложных и деструктивных самоидентификаций себя, привитых нам семьей и социумом, соединение со своим истинным «я», которое живёт в любви и счастье в моменте здесь и сейчас. Без привязок к страху и опыту прошлого.

#ещё_чё

Евгений Балтин: Иногда ставлю спектакли в других театрах, в других городах.

Евгения Морозова: Я создатель и руководитель performance-group «Фрик'asse». А ещё в футбол играю.

Мария Крючкова: Занимаюсь режиссурой, современным искусством, перформансом. Скоро вот поеду на Ширяевскую биеннале современного искусства, а вообще мне цыганка нагадала — берись за всё и делай. Но, по-моему, самое большое, что я делаю для мира, — это остаюсь живой, чувствую, дышу и вдыхаю жизнь. Искусством, словом, или эмоциями.

Юлия Прудченко: Импровизирую в плейбек-театре Сor de vita, играю в спектаклях «Лианозовского театра», снимаюсь в кино.

Ирина Носова: Приношу смех и радость людям, работаю с детьми и репетирую.

Ева Валиева: Преподаю детям и взрослым, ставлю спектакли в неожиданных местах. Пою на Арбате.

Артур Мафенбайер: Занимаюсь постановками спектаклей в формате «беби-театра», спектаклей для детей от 6 месяцев до 3 лет. 30 июня 2018 года состоится сдача спектакля «Лес» в кинешемском драматическом театре имени А. Островского. Курирую детское направление #театр_чё под названием #звезда_чёт.

Анна Чекина: Работаю с молодыми инвалидами, изучаю психологию, исследую себя, играю в плейбек-театре Сor de vita, немного снимаюсь, пытаюсь заниматься своим телом, но пока не очень удачно. Тело сопротивляется.

#гришковец_чё

Артур Мафенбайер: Про новую книгу Гришковца ничего не скажу, так как не читал её. Что же касается его спектаклей, то «Прощание с бумагой» и «Как я съел собаку» очень даже хорошо в меня вошли. Это не значит, что остальные плохие! Уверен, что каждый спектакль Гришковца находит входы в разном зрителе. Я люблю всех людей нашей профессии, кто работает и знает, что он хочет и для чего он это делает. Дальнейшая логика методом исключения.

#герои_чё

Артур Мафенбайер: В наше время они есть в любом литературном произведении, включая современные. А найти не могут, наверное, потому, что плохо ищут?.. С театром аналогично. В наших, допустим, прошлых постановках героем был российский революционер.