Дайджест Журнал

Не надо стесняться

Первый в мире рейв (англ. rave — бредить, бушевать) прошел в Лондоне ровно 30 лет назад. А спустя три года — в Москве, в павильоне «Космос» на ВДНХ. Вечеринка называлась Gagarin Party, организовали ее петербургские художники и музыканты. Принято считать, что именно с этих пор электронная культура отправилась в российские массы.

Мы подобрали 7 книг о российском и зарубежном рейве, его постоянных посетителях и музыкантах, которые можно найти и заказать в электронном каталоге Библиотеки имени Н.А. Некрасова.

Конец Галереи

«Корпорация счастья. История российского рейва». Андрей Хаас

Издательство «Амфора»

Как зародилась и затем развивалась клубная культура в России с 1993 по 2003 год. Про появление первых диджеев, сквотерских движений, электронной музыки, первого неофициального эйсид-хауз-клуба на Фонтанке, 145 и т.д. И все это — от непосредственного свидетеля и участника тех событий.

Бам! Бам! Бум!!!! Ба-ба-бам!Ш Птс-с, птс, бум!!! Бамс, бамс, бамс!!!!!!
Счастливо улыбаясь или смеясь, в постоянно распахнутые двери квартиры входили всё новые и новые лица. Гости прибывали группками и поодиночке, создавали в прихожей водоворот из тел, который растекался потом по двум направлениям: прямо в гостиную и налево в комнату, соседствующую с танцполом.

«Рейволюция. Как это было на самом деле». Олег Азелицкий & Кирилл Иванов

Издательство «Амфора»

Здесь тоже рассказывается о появлении и развитии русского рейва. Но, в отличие от предыдущей, написанной практически в художественном жанре, в основе этой книги — интервью участников техно-движения 1990-х годов.

Олег Назаров (промоутер): На открытии «Тоннеля» играли два модных французских диджея Laquarion и Дидье Синклер. Они, кстати, до сих пор крутые... Их тогда привез парень по имени Эрик, сейчас у него своя студия в Париже... Каких-то чуваков подтягивал Леха Хаас. Но в общем играть первое время было некому.
DJ Слон (Олег Азелицкий): Вход в «Тоннель» стоил поначалу тридцать тысяч неденоминированных рублей.
Олег Назаров (промоутер): Я сейчас уже не помню, сколько стоило войти в клуб. Деньги ведь так часто менялись... Но это всегда стоило от шести до десяти долларов.
Денис Одинг (промоутер): Клуб открылся, но играть там было некому. Поначалу в «Тоннеле» играли сами Леха и Андрей Хаасы. Был еще Грув, но он приходил к нам нечасто. К тому времени Грув уже четко понимал, что хочет жить в Москве.
Олег Назаров (промоутер): Резидентами в «Тоннеле» стали все, кто хоть немного умел играть. DJ Матик не был резидентом, зато очень хорошо чинил вертушки. За это мы давали ему иногда поиграть. Ну а так, кто умели, все и играли. Юджин, Залогин, Гаврила, Адельсон, Воронцов, Леха Хаас...
«Рейволюция. Роман в стиле техно». Илья Стогоff

Издательство «АСТ»

О культовых героях, явлениях и событиях российской рейв-культуры — Викторе Цое, Сергее Курехине, Борисе Гребенщикове, Джоанне Стингрей, Владике Мамышеве-Монро и др. — рассказывает писатель Илья Стогоff, тоже участник тех событий. Также воспоминаниями делятся промоутеры и диджеи.

Борис Гребенщиков говорил, что «Поп-механика» это совершенно особый вид искусства. Не концерт, не поэтический вечер, не эстрадное шоу. Совсем другое.
Новое искусство не было рассчитано на то, чтобы его смотрели или слушали… не на что в этом роде. Суть этого искусства — плевок в душу аудитории. Если выходя из зала зритель ощущал себя обмокнутым в унитаз — концерт удался!
<…>
Хорошенько размахнувшись, Курехин влепил миру первый пендаль. Еще до падения СССР, еще в эпоху коммунистической цензуры он появился на телевизионном экране и с умным видом рассказал, что Ленин — это гриб.
Атаки с этой стороны не ждали. Все растерялись. Как это, гриб?.. Ленин же млекопитающий…

«Экстази: Три истории о любви и химии». Ирвин Уэлш

Издательство «Амфора»

Автор считается «неоспоримым лидером в новой волне современной британской словесности». Именно он одним из первых стал писать истории о людях под экстази в контексте их жизни, в том числе клубной. В этой книге их трое: писательница, хулиган и молодая яппи. Много нецензурных выражений, неприятных героев, современных автору англичан, реальных событий, неожиданных поворотов сюжета.

Ты никогда не знаешь, когда начнется твоя шизофрения.
Мы же, блин, общественные, социальные животные, и нам абсолютно необходимо где-то собираться и хорошо проводить время.
Единственный, кого можно под экстази запарить, — так это ты сам.
Нет посредника между богом и человеком, кроме МДМА!
«Супердиджеи: триумф, крайность и пустота». Дом Филлипс

Издательство «Белое яблоко»

Автор — бывший главный редактор популярного издания об электронной музыке и клубной культуре Mixmag. В своей книге он пишет о клубах, диджеях и направлениях с точки зрения непосредственного наблюдателя и участника тех событий. Кроме того, в книге есть интервью, мнения, свидетельства и описание приключений других очевидцев британской рев-культуры 90-х.

Так диджей продемонстрировал свою власть — одним лишь пальцем остановив не просто пластинку, музыку, или, если хотите, саундтрек, а всю вечеринку разом, будто нажал на кнопку, останавливающую мгновение. Шли секунды. Минуты. Шум толпы, кажется, достиг своего апогея, свист нарастал. Ухмыляясь, Саша отпустил свой палец, и тут в дело включилась басовая линия — музыка снова захватила террасу. А сам он раскинул руки (став похожим на распятого Христа), дабы всем своим телом прочувствовать ликующий рев толпы. Такого рода моменты многие клабберы вряд ли переживут когда-нибудь еще.
«Клубная культура». Фил Джексон

Издательство «У-Фактория», Екатеринбург

Книга о сущности клаббинга и людях внутри него. Здесь — снова на примере британской культуры, но в форме исследования на основе рассказов людей от 20 до 60 лет и клубного опыта самого автора. Джексон анализирует клубную жизнь с точки зрения «уничтожения старого культурного тела» и формирования новых взглядов и практик через «чувственные эксперименты».

«Осязательный кайф» имеет двойственное происхождение. Во-первых, он порождается доступностью прикосновений, объятий, танца с другими людьми. Во-вторых, ему способствует обострение чувств в клубном пространстве, столкновение тел, накал эмоций, сексуальное возбуждение. Все это с такой силой воздействует на тело клаббера, что порой ему просто мерещится, что к нему прикасаются. Это в чем-то синэстетический опыт, когда возникает впечатление, будто все чувства, испытываемые клубной толпой, воспринимаются твоей кожей.
«Dj.Диджей: играющий в темноте». Dj Шевцов, Dj Miller, Dj Шмель, Dj Карпекин

Издательство «АСТ»

Авторы — резиденты известных московских клубов и основатели лейбла 4DJS. Они объединились и написали о самом увлекательном в том деле, которое «любят и знают лучше всего на свете», — о диджеинге. С жанром книги авторы не определились, хотя отмечают, что после прочтения «вы не станете профессиональным диджеем», но «в качестве помощника в освоении профессии она бесценна!»

Романтический мыслитель Новалис видел в музыкальных пропорциях формулу универсума. Не будем даже пытаться понять, что он имел в виду. Для нас музыка — это искусство, ну и, конечно, работа. Слушаем, играем, пишем — все это мы вытворяем с ней ежедневно и с удовольствием. Без музыки нет диджея. Обратной зависимости, кстати, не наблюдается…
<…>
Не каждый диск-жокей может похвастаться классическим музыкальным образованием. Вы можете удивиться: дескать, зачем нужны такие познания, пластинки же не по нотам сводятся? Все дело в том, что электронная музыка недалеко ушла от классики.
Вертикаль трека в электронной музыке очень похожа на вертикаль оркестровки. Здесь всегда присутствуют шесть функций, характерных для классики: мелодия, контрапункт, гармония, фигурация, бас и ударные.