Сеть кинотеатров «Москино» подготовила к 85-летию актрисы Татьяны Дорониной ретроспективу трех фильмов с ее участием. Вход на все картины бесплатный, без регистрации. Последний просмотр запланирован на 15 сентября.
Тем, кто не успеет или не захочет выбираться куда-то из дома в выходные, рекомендуем литературные произведения, по которым созданы два фильма, и один киносценарий. Первые два текста, а также другие произведения всех трех авторов — можно найти и заказать в электронном каталоге Библиотеки имени Н.А. Некрасова.
«Моя старшая сестра»
Пьеса драматурга Александра Володина, на основе которой режиссер Георгий Натансон снял в 1966 году черно-белый фильм «Старшая сестра». 33-летней актрисе Дорониной досталась там роль одной из двух сестер-сирот — Нади, живущей вместе с младшей сестрой Лидой у дяди-опекуна. Он забрал их из детского дома и старается сделать все, чтобы они чувствовали себя как в родной семье и были счастливы. Но у каждого из них свой характер, представления о будущем, цели и мечты. Дядя хочет, чтобы сестры работали на простой «нормальной» работе, получали зарплату и вышли замуж за «положительных» людей. В общем, были и жили «как все».
Младшая хочет стать актрисой, но оказывается бездарной, проваливает экзамены и встречается с женатым человеком. А старшая, талантливая, отказывается от карьеры актрисы и работает учетчицей в порту. «Быть средним инженером еще куда ни шло, а быть посредственной артисткой — это стыдно», — говорит ей дядя. Но спустя годы Надя все же приходит в театр...
УХОВ. Твоя мать неплохо пела. В этом отношении ты пошла в нее. Но она была инженер-технолог. Твой отец тоже имел музыкальные способности. Но он был инженер-строитель. Я в молодости увлекался художественной фотографией. Но я инженер. Век техники. С этим надо считаться. А это — пожалуйста! В свободное время.
НАДЯ. Доброе слово и кошке приятно.
УХОВ. Летела, летела и села.
НАДЯ. Большая роль или маленькая — в театре все важно одинаково.
УХОВ. Если одинаково, что ж они тебе большую не дали? Ведь годы идут. Ты не девочка, тебе время учить, а не учиться, что-то отдавать, а не только получать. Или ты двести лет собираешься жить, как черепаха?
НАДЯ. Доброе слово и кошке приятно.
Вскоре после выхода этой картины Татьяна Доронина была признана лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран».
Пьеса Володина была поставлена в Большом драматическом театре им. М. Горького в 1961 году. Автор говорил, что во всех его пьесах мало счастливых финалов, потому что все герои-мужчины в них — он сам.
«Лишь ненормальный психически человек может утверждать своим творчеством, что жизнь ужасна. Только — помогать жить. Потому что другой жизни — вместо этой, лучше этой — не будет», — говорил Володин, когда советская критика обвиняла его лиричные пьесы в изображении простых людей, совершающих свои обычные негеройские поступки, и невзрачности их бытия.
«Три тополя на Шаболовке»
Рассказ писателя Александра Борщаговского, на основе которого режиссер Татьяна Лиознова сняла в 1967 году фильм «Три тополя на Плющихе».
«Пожалуйста, Танечка!» — так ответил писатель режиссеру, когда та решила перенести действие своего фильма с Шаболовки на Плющиху. Для съемок арендовали квартиру в доме № 5 на Ростовской набережной (недалеко от Плющихи), а ее хозяева в этот период уехали на дачу. «Три тополя» — название кафе, декорация которого была построена специально для съемок в 6-м Ростовском переулке, также выходящем на Плющиху.
34-летняя героиня Дорониной — замужняя женщина из деревни и мать двоих детей — приезжает в Москву, чтобы продать на рынке мясо. Она должна поселиться там у сестры мужа, но до этого встречает героя Олега Ефремова — интеллигентного таксиста средних лет, который берется подвезти ее. Самые трогательные, грустные и незабываемые сцены фильма происходят как раз в автомобиле. Например, когда Доронина, а затем и Майя Кристалинская по радио, поет песню «Нежность» — ставшую еще популярнее после выхода этого фильма. Когда режиссер попросила Александру Пахмутову разрешить использовать в фильме песню «Нежность», написанную в 1965 году и посвященную советским летчикам, композитор категорически отказалась это делать: «Эту песню знают летчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тетка, на базаре мясо продает, ну что это такое?» Только после приглашения посмотреть черновой материал Пахмутова, которую тронуло пение актрисы и глаза героя Ефремова, согласилась.
Мнения зрителей и критиков разделились после выхода этого фильма, песня стала народным хитом, а в парикмахерских девушки часто просили сделать прическу «под Доронину».
В эти минуты она не чувствовала постылой грузности своего тела, не была косолапой клухой, а была легкой, глазастой, молодой, и только в темноте прихожей, у запоров, к которым у нее не было ключей, чтобы вернуться обратно, Нюра тяжелела, потерянно вздыхала, вспоминая самое начало этого дня и все, что оставалось там, за ее плечами, чего не смахнешь рукой.
Он долго ждал ее. Так долго, что Нюра впервые подумала о том, что ему тяжелее, чем ей, и едва эта мысль зримо предстала ей, она распахнула окно, чтобы крикнуть, позвать его.
В машине был свет, она в человеческий шаг отъезжала от трех тополей.
«Первый эшелон»
Так называется фильм Михаила Калатозова, снятый им за два года до знаменитой картины «Летят журавли». Сценарий к этому фильму написал советский сценарист и драматург Николай Погодин.
По сюжету, отряд молодых комсомольцев приезжает в один из степных районов Казахстана, чтобы «освоить целину», несмотря на тяжелые погодные условия. Разумеется, это далеко не все, с чем им придется столкнуться. Последнее особенно касается секретаря комсомольской организации Алексея (кинодебют актера Олега Ефремова) и трактористки Анны (Изольда Извицкая), у которых возникли чувства друг к другу.
Татьяна Доронина играет в этом фильме одну из девушек-комсомолок по имени Зоя. В своей эпизодической роли она ругается с персонажем Олега Ефремова: утверждает, что приехала на стройку «не для того, чтобы борщ и кашу варить», а Ефремов говорит ей, что она «недооценивает питание в строительстве коммунизма». Актрисе здесь 22 года и это ее дебютная роль в кино.
Что касается автора, этот тандем был не самым громким в его карьере сценариста. За пять лет до этого он написал сценарий к фильму Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (а еще раньше — к «Человеку с ружьем» Сергея Юткевича), ставшему популярным у народа и критиков, а затем разгромленному за «лакировку действительности». Последним писатель любил заниматься, кажется, во многих своих текстах.
Тематикой своих произведений Погодин всегда откликался в духе социалистического реализма на актуальные в тот или иной момент проблемы развития Советского Союза; его пьесы свидетельствуют о незаурядном драматургическом даровании писателя, но по качеству все они очень различны. (Казак В. Лексикон русской литературы XX века)