День рождения Журнал

«Я, видимо, наделен какой-то внутренней антенной...»

26 января 90 лет назад родился Вадим Игоревич Племянников, кинорежиссер, известный во всем мире как Вадим Роже. Его отец — русский эмигрант — был дипломатом, а мать — французской актрисой. Как-то раз Вадим Роже увидел на обложке журнала Elle Брижит Бардо, влюбился, они познакомились и поженились. Затем он снял ее в своей дебютной скандальной картине «И бог создал женщину», которая принесла им мировую славу и стала классикой французского кинематографа.

«Но я хотел бы вернуться ненадолго в контекст той эпохи. В то время кино менялось. Это было еще до «новой волны», но чувствовалось — что-то произойдет. Классическое кино довоенной поры, которое создало массу шедевров, должно было измениться, эволюционировать. Тогда не было принято допускать к режиссуре молодых. Средний возраст постановщиков был такой, какой у меня сейчас — около шестидесяти. А мне было всего двадцать семь лет.
Для того времени мой фильм стал новым, необычным. Во-первых, диалоги были более естественными, ближе к жизни. Кроме того, в ленте присутствовал определенный вызов традиционной буржуазной морали. И он дал толчок движению сексуального освобождения женщины».
(Из интервью Эльдара Рязанова и Вадима Роже, книга «Первая встреча — последняя встреча».)

Успешной актрисе Джейн Фонде он предложил сыграть инопланетянку в своем научно-фантастическом фильме «Барбарелла» по французским комиксам, после чего ее много лет ассоциировали с этой работой и образом, а сам фильм стал культовым и вдохновлял многих режиссеров. А вот роль в фильме «Порок и добродетель» не принесла его новой музе (и тогда еще неопытной актрисе) Катрин Денев славы, это случилось годом позже в «Шербурских зонтиках» Жака Деми.

Вадим Роже снялся как актер в нескольких американских фильмах, поставил несколько спектаклей, а под конец жизни написал 4 книги.

Некоторые фильмы Вадима Роже основаны на литературных произведениях. В Библиотеке имени Н.А. Некрасова можно найти или заказать первоисточники пяти его режиссерских работ.

«Опасные связи», 1959

Интриги, нравы, фривольности и пороки французской аристократии

Одноименный роман 1782 года — единственное произведение, написанное французским генералом Шодерло де Лакло. Построен как переписка между действующими лицами. Автор утверждал, что все 175 писем — подлинные, а сам он просто немного подредактировал их. «Письма, собранные в одном частном кружке лиц и опубликованные в назидание некоторым другим» (фр. Lettres recueillies dans une société et publiées pour l’instruction de quelques autres) — подзаголовок романа. Написанный в популярном в те времена эпистолярном стиле, он считается одним из первых образцов жанра «психологического романа».

YouTube/Domi Gulminelli

«Умереть от наслаждения» («Кровь и розы»), 1960

Старинные замки, лунный свет, кровь, страсть и любовь вампирши к ее подружке

Фильм снят по мотивам новеллы 1872 года «Кармилла» ирландского писателя и журналиста Джозефа Шеридана Ле Фаню. Автор считается одним из первых, кто стал писать в жанре «ужасов». Еще одной особенностью этого произведения стала нетрадиционная ориентация главных героинь. «Кармиллой» вдохновился сам Брэм Стокер, когда создавал своего вампира-аристократа «Дракулу». Ле Фаню признавался издателю, что борется в своих произведениях за «равновесие между естественным и сверхъестественным, за объяснение сверхъестественных явлений на основании естественных теорий», что пишет о «людях, которым предоставлен выбор в том, какое решение им нравится принимать».

YouTube/Mondo Digital

«Замок в Швеции», 1963

Много снега, уединенный замок, странная семья

Одна из самых известных экранизаций одноименной пьесы Франсуазы Саган. Запутанный сюжет с элементами фантасмагории и абсурда. Смешной и одновременно страшный рассказ про таинственное (с различными психическими отклонениями) семейство, самоизолированное от внешнего мира. После выхода первого романа Франсуазы Саган («Здравствуй, грусть») писательницу стали называть «маленькой бесстыдницей» и началась «сагомания». Критики и читатели видели в ней символ свободного нового поколения и сексуальной революции.

YouTube/ARTE

«Три шага в бреду», 1968

Много-много-много-много-много огня и неуправляемый конь

Фильм из трех новелл на основе рассказов Эдгара Аллана По («Метценгерштейн», «Вильям Вильсон» и «Тоби Дэммит»), одну из которых снял Вадим Роже. «Метценгерштейн» — первый рассказ По, опубликованный в журнале Saturday Courier в 1832 году. Речь там идет о молодом человеке, дорвавшемся до власти и безуспешно пытающемся подчинить коня с крутым нравом. Рассказ отличают иносказательный сюжет, влияние немецкой готики, предполагаемая автобиографичность и некоторые образы, которые впоследствии будут фигурировать в других произведениях По. В киноверсии Вадима Роже все это завернуто в жанр мелодрамы — визуально красивой, таинственной, с элементами эротики (все как он любит), но, как отмечают некоторые критики, скорее «почти забавной», нежели серьезной «готической».

YouTube/антон чечель

«Если бы Дон Жуан был женщиной» («Дон Жуан в юбке» и «Дон Жуан 73»), 1973

«Но я не люблю, когда со мной обращаются, как я сама с другими…»

Вадим Роже придумал и создал свою версию приключений испанского обольстителя Дон Жуана — популярного образа художественной литературы мирового масштаба, имя которого стало нарицательным. Предположительно у этого героя существовал прототип в реальности — дон Хуан Тенорио, друг кастильского короля Педро I. В литературе Дон Жуан впервые появился благодаря пьесе «Севильский распутник и каменный гость» (около 1630 г.) испанского драматурга и монаха Тирсо де Молины. Роже отправляет своего Дон Жуана в XX век, меняет ему пол (на волне сексуальной революции) и переименовывает в Жанну (эту роль сыграла Брижит Бардо), утверждающую, что раньше она была мужчиной, умерла в 30 лет и реинкарнировала.

YouTube/Veronique Varg
«Должен вас разочаровать, нет у меня никаких ни формул, ни рецептов. Я, видимо, наделен какой-то внутренней антенной, позволяющей улавливать желания слабого пола. В противоположность донжуану, который подчиняет их своей воле, превращает в рабынь, я стремлюсь понять женскую душу, все, что ее волнует и беспокоит. И мне обычно отвечают взаимностью», — сказал Вадим Роже в одном из своих интервью.