События

«Вошь и Наполеон. Петербургские типы в романе „Преступление и наказание“». Литературный семинар о петербургском тексте «Не верьте Невскому проспекту»

Город умышленный, таинственный, сводящий людей с ума... Каждый читатель узнает в этом определении Петербург. Блестящая императорская столица в первое же столетие своего существования обрастает таким количеством мифов, которым может похвастаться не каждый древний город.

От века Золотого до века Серебряного Петербург будоражил умы русских писателей. Им восхищались, его ненавидели, но жить и творить без него не могли.

Миф о Петербурге имеет мало общего с реальным городом. Причудливая смесь исторических фактов, слухов, городского фольклора и апокалиптических пророчеств превратила его в самостоятельного, полноценного героя книг Пушкина, Гоголя, Достоевского. У него есть собственная биография, свой характер и судьба. Он играет со своими жертвами так же, как авторы играют с читателем.

На встречах литературного семинара мы обсуждаем петербургский текст как единый сюжет, рассуждаем над небанальными трактовками всем известных классических произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского и наблюдаем, как судьбы их героев переплетаются в пространстве Северной столицы: вот Германн стоит у дома графини, не в силах оторвать взгляд от её окон. Мимо него художник Чартков несёт проклятый портрет к себе на Васильевский остров. Уже вышли на вечернюю прогулку Пискарёв с Пироговым, а у витрины модной лавки застыл Башмачкин в новой шинели.

На последней встрече мы завершим разговор о петербургском тексте русской литературы как едином произведении. Тридцать лет и три года он обрастал легендами, показывался то тут, то там в небольших повестях, пока не окреп и не развернулся в полную силу в итоговом для XIX века петербургском романе — «Преступление и наказание». Здесь под новыми именами собрались уже знакомые нам бедный Евгений, старая графиня и Германн, ростовщик из «Портрета», гоголевские беспринципные карьеристы и сошедшие с ума неудачники. Им предстоит решить главный вопрос: вошь ли человек? И почему, убив старуху, ты на самом деле убиваешь себя?

Ведущая семинара — Екатерина Башкирова, литературовед, исследователь мифопоэтики.

Семинар проводится в рамках проекта «Девятнадцатый».

 

Мероприятие завершено