События

«Филькина грамота». Лекция о развитии грамотности в Российской империи конца XIX века

Выражение «филькина грамота» знакомо многим как обозначение плохо, неграмотно составленного документа. Мы редко задумываемся о том, что возможность научиться читать и писать была доступна до XX века далеко не каждому.

Индустриальный рост городов конца XIX века повысил спрос не только на технических специалистов, но и на работников с элементарными знаниями по чтению и письму и минимальным общекультурным уровнем. Факт включения вопроса о грамотности в бланки для проведения Всероссийской переписи 1897 года указывает на значимость этой информации для государства.

На нашей встрече мы уделим внимание вопросам развития грамотности российского общества в конце XIX века на примере двух губерний Российской Империи — Ярославской и Костромской. Мы обсудим развитие в городах «книжной инфраструктуры» и дадим несколько штрихов к портрету читателя провинциальной библиотеки, а ещё попытаемся понять, почему грамотность рассматривается как один из показателей модернизации общества. Кроме того, мы узнаем, как грамотность изменила критерии на рынке труда и повлияла на развитие почтовой службы.

Лектор — Оксана Галинская, исследователь инноваций XIX века, выпускница аспирантуры по отечественной истории.

 

Мероприятие завершено