События

«Как изучать протестантов». Лекция Надежды Поповой

Протестантизм, одно из классических направлений христианства, — явление в нашей стране не новое. Первые протестанты, лютеране, появились у нас еще при Иване Грозном, а автохтонные культы («ереси»), близкие современным протестантам, возникали и еще раньше на почве православия, идейно предвосхитив европейскую Реформацию.

К концу первой четверти XX века практически все известные на сегодняшний день в России протестантские общины (кроме общин харизматических и некоторых поздних НРД) уже были представлены в СССР. Верующие пережили годы большого террора, Великой Отечественной, оттепели — и, претерпев многое, выросли количественно и институционально. Ворвавшись в период массового «пробуждения» 90-х и встретив зарубежных братьев, общины получили невиданный доселе приток новых членов. Первое же двадцатилетие XXI века показало снижение и стабилизацию численности верующих. На сегодняшний день только зарегистрированные в минюсте протестантские объединения составляют примерно 20% ото всех российских религиозных организаций. Количество же религиозных групп вряд ли возможно посчитать.

Как и десятилетия назад, сейчас протестанты остаются в поле зрения исследователей. Но если ранее о них писали в ключе «научного атеизма», имеющего под собой идеологическую базу, то современные ученые изучают протестантов, пытаясь максимально объективно смотреть на их феномен. Но дурная память осталась: почти любой исследователь, пришедший в общину, в первое время воспринимается по инерции как человек, который явился навредить и написать ложь. Сильна у верующих память и о засланных соглядатаях из госбезопасности. Эта память создает определенные проблемы для религиоведа, антрополога.

Один из весомых методов в изучении современных протестантских общин — метод включенного наблюдения, который предполагает непосредственное участие исследователя в жизни общины, притом исследователь не интегрируется в структуру, не сливается и не ассоциирует себя с членами общины. Кроме того, важные методы — это интервьюирование и анкетирование с целью сбора статистических данных. Об этих трех методах — включенном наблюдении, интервью и анкетировании — мы и будем говорить на лекции. Но ни один из методов не окажется эффективным без важнейшей части: исследователю важно наладить контакт и вызвать расположение верующих к себе, доверительное отношение. Только тогда все названные методы дадут качественную источниковую базу для дальнейшего анализа. Поэтому о практике «настройки» первичного контакта мы тоже поговорим.

Лектор — Надежда Попова, выпускница исторического факультета Уральского Федерального Университета, социокультурный антрополог, религиовед, исследователь-полевик.

Встреча пройдет в рамках лектория «Антропология религии».

 

Мероприятие завершено