События

«Город контрастов. Топография Петербурга в „Преступлении и наказании“». Литературный семинар о петербургском тексте «Не верьте Невскому проспекту»

Город умышленный, таинственный, сводящий людей с ума... Каждый читатель узнает в этом определении Петербург. Блестящая императорская столица в первое же столетие своего существования обрастает таким количеством мифов, которым может похвастаться не каждый древний город.

От века Золотого до века Серебряного Петербург будоражил умы русских писателей. Им восхищались, его ненавидели, но жить и творить без него не могли.

Миф о Петербурге имеет мало общего с реальным городом. Причудливая смесь исторических фактов, слухов, городского фольклора и апокалиптических пророчеств превратила его в самостоятельного, полноценного героя книг Пушкина, Гоголя, Достоевского. У него есть собственная биография, свой характер и судьба. Он играет со своими жертвами так же, как авторы играют с читателем.

На встречах литературного семинара мы обсуждаем петербургский текст как единый сюжет, рассуждаем над небанальными трактовками всем известных классических произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского и наблюдаем, как судьбы их героев переплетаются в пространстве Северной столицы: вот Германн стоит у дома графини, не в силах оторвать взгляд от её окон. Мимо него художник Чартков несёт проклятый портрет к себе на Васильевский остров. Уже вышли на вечернюю прогулку Пискарёв с Пироговым, а у витрины модной лавки застыл Башмачкин в новой шинели.

Персонажи-двойники — один из постоянных элементов романов Достоевского. Эти пары помогают подсветить те или иные черты характера, сыграть на контрасте или сходстве. Петербург как полноценный герой «Преступления и наказания» не стал исключением.

Один Петербург — великолепный вид, который Раскольников наблюдает с Николаевского моста, второй — трущобы и вонь распивочных вокруг Сенной. От простора первого веет холодом, второй сводит с ума душной теснотой. Широкая панорама контрастирует с комнатой-гробом. Документальная точность в изображении города оттеняет зыбкость состояния сознания героев.

«Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

На этой встрече мы попытаемся понять причину такого влияния петербургского пространства на его жителей, обратим внимание на символику воды, камня, центра и периферии, лестниц, а также обсудим, почему самые важные события в романе происходят на пороге.

Ведущая семинара — Екатерина Башкирова, литературовед, исследователь мифопоэтики.

Семинар проводится в рамках проекта «Девятнадцатый».

 

Мероприятие завершено