События

«Датское кино во время немецкой оккупации: мрак и реализм». Лекция кинокритика Светланы Черемисиновой

Какое количество фильмов, среди полюбившихся вам, оказываются датскими? Создаётся впечатление, что кино Королевства находится в тени своих более габаритных соседей, однако это не так. У нас к датской кинематографии относятся с особым пиететом, и связано это не только с утрированным экзистенциальным взглядом на жизнь, свойственным обеим нациям, но и с влиянием северной страны на наше дореволюционное кино, которое впитало в себя самые экстравагантные компоненты вдохновителя.

Как близки нам скандинавские мотивы, но как по-настоящему мало мы знаем о некоторых временных отрезках этой киноистории!

Идея создать киноклуб, который бы не только побуждал участников вступать в активное обсуждение, но и проливал бы свет на малоизвестные широкой публике события в датском кино, пришла кинокритику Светлане Черемисиновой почти сразу же после начала изучения кинематографии этой страны.

На встречах киноклуба вы сможете ознакомиться с вехами истории датского кино, обсудить с единомышленниками впечатления от просмотренных картин и даже разглядеть на плёнке 1901 года визит царя Николая II в Данию к своему дедушке — датскому королю Кристиану IX.

В апреле 1940 года немецкие войска оккупировали Данию, и подконтрольными стали не только территории, но и фильмы.

Гражданское беспокойство, просочившееся на экраны, дестабилизировало каноничный баланс юмора и жёсткости, что привело к перекосу в сторону второго. Кино стало беспросветным и всё более похожим на немецкое.

В желании спасти национальную целостность датчане прибегли к сюжетам об участниках движения сопротивления, которые стали не мифическими супергероями, а реальными борцами за свободу, действующими в таких же реалистично-бытовых условиях. Стилистика подобных историй способствовала образованию целого течения послевоенного реализма, о котором мы тоже будем говорить в лекционной части нашей встречи, а после, в приятном кругу синефилов, обсудим личные ощущения от фильмов этого периода.

Список фильмов для предварительного ознакомления дома (носит рекомендательный характер):

«Отходы — это деньги» (Spild er Penge), 1942, реж. Оле Палсбо,

«Смертельная мелодия» (Mordets melodi), 1944, реж. Бодиль Ипсен,

«Красные луга» (De røde Enge), 1945, реж. Бодиль Ипсен, Лау Лауритцен.

Ссылки на фильмы и другие дополнительные материалы ищите в телеграм-канале «Датский киноклуб».

Лектор и ведущая клуба — Светлана Черемисинова, кинокритик, выпускница курса «История кино» в Киношколе им. С.Ф. Бондарчука, курса «Кинокритика» в ВШЭ.

Встреча пройдёт в рамках Датского киноклуба.

 

Мероприятие завершено