Преемственность и конфликты поколений — центральная тема «Библионочи» в Некрасовке.
Проблемы диалога поколений обсудят на лекциях, дискуссиях, презентациях и творческих встречах, а также постараются найти неожиданные точки соприкосновения и нащупать различия: в отношении к жизни, искусству, нормам поведения и технологиям.
Библиотека имени Н.А. Некрасова ведет блог на сайте «Мел», где периодически (и в разных форматах) появляются тексты, так или иначе связанные с чтением, которые могут быть интересны и полезны подросткам. Например, такие:
Как жили тинейджеры прошлого и позапрошлого веков. Книга Джона Сэвиджа про зарождение культуры тинейджеров и Десять заповедей нового мира молодых
4 книги про большие семьи, взрослеющих детей и трудные времена. Истеричный огуречный король, песочный эльф и сестры-мечтательницы. Кроме странных персонажей книги рассказывают о проблемах отцов и детей, взрослении и семейных ценностях.
Какая книга поможет, если у тебя плохие оценки, бардак в комнате или болит зуб. Скорая литературная помощь — «от простуды до смерти любимого хомяка».
«Оставьте детей в покое». 20 цитат Астрид Линдгрен о жизни. Размышления знаменитой сказочницы о войне, мире, браке, счастье и книгах.
Бабочки, пуговицы, микросхемы и даже скотч: идеи коллекционирования для подростков. Хобби, которое развивает память и учит систематизации.
46 захватывающих книг, которые почти не изучают в школе. Антиутопии, мистика и сатира.
«Все матери немножко помешанные»: правила жизни Холдена Колфилда — главного героя романа «Над пропастью во ржи».
4 причины, почему нашим детям нужно эстетическое воспитание (и родителям тоже). Как искусство развивает эмоциональный интеллект.
За несколько дней до наступления «Библионочи» в Некрасовке подготовили специальный дайджест фильмов молодых (в некоторых случаях — относительно молодых) российских режиссеров, героями которых стали подростки, взаимодействующие с действительностью и окружающими в традициях своего возраста.
Как меня зовут
Нигина Сайфуллаева, 2014
Море, солнце, знакомство с отцом (Константин Лавроненко) и местным красавчиком, выяснения отношений, срывы, откровенные сцены — история безо всякого дидактизма про «нежный возраст» двух 17-летних подружек, проводящих каникулы в Крыму.
Еще один год
Оксана Бычкова, 2013
Молодая семейная пара (он — таксист, она — веб-дизайнер в известном СМИ) живет в съемной квартире. Конфликт двух представителей разных социальных миров и мировоззрений усиливается, но они будут пытаться пережить его весной, летом, осенью, зимой… и снова весной.
Ученик
Кирилл Серебренников, 2016
Старшеклассник Вениамин решает жить по законам Библии. Но превращается в маньяка, с каждым днем все больше пугающего окружающих его неадекватных людей собственной версией неадекватного поведения.
Класс коррекции
Иван И. Твердовский, 2014
Предсказуемо жестокое, далеко не лирическое, но психологически достоверное и нечастое для кино рассматривание жизни персонажей подростков подобных спецклассов из реальности.
14+
Андрей Зайцев, 2015
Неразделенная любовь, дворовые разборки, подъездные поцелуи, два типажа родителей (мать-одиночка и полноценно упитанная семья в спортивных костюмах), рыцарские мотивы, храбрые поступки и (внимание!) «ооо-уоо, зеленоглазое такси», которое (по словам режиссера) до сих пор хитовый «медляк» на школьных дискотеках.
Тряпичный союз
Михаил Местецкий, 2015
Тихий мальчик Ваня знакомится с тремя шумными парнями, и они решают теперь вместе изменить мир. Дружба, первая любовь, свобода, энергия, братство, абсурдистские элементы и закадровая грусть от того, что подобное «лето на даче» и в такой компании бывает максимум один раз перед взрослой жизнью.
Хороший мальчик
Оксана Карас, 2016
Влюбиться в англичанку, поджечь компьютеры, попытаться поладить с родителями и избавиться от внимания дочки директора школы. А еще помочь друзьям, разобраться с собственным внутренним миром и выйти сухим из воды — вот ежедневные задачи обычного школьника Коли из этого фильма.
Коробка
Эдуард Бордуков, 2015
«Коробка, вокруг которой разворачивается действие фильма, — это метафора города, страны, мира», — говорит режиссер. И загружает в нее персонажей, направляющих свою подростковую энергию в футбольные битвы.
Шапито-шоу
Сергей Лобан, 2011
Любовь, дружба, уважение и сотрудничество — основные составляющие этой трагикомедии. И если в прошлом фильме режиссера («Пыль», 2005) «маленький человек» с неидеальной фигурой пытается измениться фантастическим способом, то в этой картине молодые герои, путешествующие по Симеизу, спешат развлечься по полной, а еще спеть смешные песенки, которые потом долго не выбрасываются из головы.
Саранча
Егор Баранов, 2013
Парочка из разных социальных миров (дочь олигарха и поэтичный парень), непреодолимые обстоятельства, страсть, деньги, любовь и кровь. Авторская задумка показать современное поколение провалилась из-за количества глянца на экране, шаблонных персонажей и скучного сценария.
Дорога на…
Татьяна Капитан (Таисия Игуменцева), 2011
Офисный работник каждый день возвращается в коммуналку в спальном районе со странными соседями. А по ночам выходит на улицу, чтобы громко послать всех на три буквы. На него орут в ответ, бьют гопники, но все это — единственный для него, жителя мегаполиса, способ разрядиться/высказаться/развлечься.
Фильмы выпускников Школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова
Ученикам этой школы запрещают в своих работах использовать метафоры, музыку и закадровый голос. «Мы используем verbatim — это способ разговора с людьми, когда большое значение имеют паузы, неправильное построение предложений, всевозможные «беканья» и «меканья». Узнаем человека через речь. Она как отпечаток пальца — индивидуальна», — говорит Марина Разбежкина.
Там обучают «понимать человека в подробностях», наблюдать за привычными действиями и таким образом фиксировать на камеру увиденное, чтобы зрители сами видели скрытое.
Многие фильмы выпускников этой школы рассматривают поколение молодых людей. Например, такие:
Зима, уходи!
10 молодых режиссеров снимают хроники московской зимы 2011–2012 — с ее оппозиционными митингами и участниками тех событий — ровесниками авторов этой картины.
Комбинат «Надежда»
Наталья Мещанинова, 2011
Жизнь норильских подростков, многие из которых даже не мечтают улететь на «материк» от всего их окружающего: вечной мерзлоты, сероводорода в воздухе, водки, отсутствия перспектив по перемене участи и бессмысленности бытия.
Ямаха
Инна Омельченко, 2015
История про 23-летнего парня, работающего в московском гипермаркете и живущего в квартире с гастарбайтерами. Все свободное время он играет на синтезаторе в электричках, в переходах и на улицах.
«Да и да»
Валерия Гай Германика, 2014
Молодой современный художник и не менее молодая школьная учительница любят друг друга, но на самом деле оба летят (согласно слогану картины) «в ад с закрытыми глазами». Богемная московская тусовка, ученические тетрадки с домашними заданиями, много алкоголя, разговоров и немотивированных поступков.
Ранние документальные фильмы Германики («Девочки», «Сестры», «Мальчики», «Все умрут, а я останусь»), а также сериал «Школа» — наблюдение за жизнью подростков без всяких художественных приукрашиваний.