Осенью 1900 года вышла книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», где автор интерпретирует смыслы, мифы и символы снов — своих и рассказанных пациентами. Читать это произведение сложно: оно написано наукообразным языком, и Фрейд никогда не связывал сны с чем-то паранормальным, что тоже не придает легкости полета изобретенной им науке сна.
Будущие профессионалы психоанализа вот уже 117 лет подряд изучают этот труд во время учебы. В нашем электронном каталоге для них найдется много произведений знаменитого ученого.
Мы сделали подборку нескольких книг (все они были экранизированы разными режиссерами), сюжеты которых связаны со сновидениями и где проявляется бессознательный уровень психики героя, который Фрейд считал главной причиной всех человеческих эмоций и переживаний. Все эти произведения можно почитать в Библиотеке им. Н.А. Некрасова.
Роман «Сияние», Стивен Кинг
Фильм «Сияние», Стенли Кубрик
Писатель зимует вместе с семьей в пустом горном отеле и печатает на машинке новое литературное произведение. Сначала ему снится кошмар, будто он режет себя и своего маленького сына на кусочки. А затем он начинает чувствовать желание убить в реальности. Идея написать «Сияние» пришла Стивену Кингу во сне, где он увидел своего сына, напуганного чем-то сверхъестественным и бегающего по коридорам.
Существует столько гипотез о роли снов, и гипотеза Фрейда пользуется наибольшей, но несколько скандальной известностью, но я всегда считал, что они выполняют обычную гигиеническую функцию, и не более того. Сны отражают потребность души в регулярной разгрузке. И люди, которые не видят снов — или не могут вспомнить их, когда проснутся — страдают своего рода умственным запором. В конце концов единственная практическая компенсация за приснившийся кошмар — это то чувство, которое мы испытываем, когда просыпаемся и понимаем, что это был только сон. (цитата из романа «Сияние»)
Ноэл Хесс, рассуждая о различных переживаниях в сновидениях, некоторые из них описывает как «пророческие». В них «эвакуация (функция сновидения) не завершается, пока сон не просмотрен и не разыгран вовне (acted out)». Статья опубликована в Международном психоаналитическом ежегоднике.
Известно, что фильм «Сияние» Стивен Кинг не принял. Он посчитал картину женоненавистнической, и ему не понравилось, что героиня, исполняющая роль жены писателя, постоянно там орет. Писатель решил снять сиквел «Сияние» по своему же литературному продолжению — «Доктор Сон».
Повесть «Траумновелле», Артур Шницлер
Фильм «С широко закрытыми глазами», Стенли Кубрик
Действие повести происходит в Вене конца XIX века. Супруги собираются на бал-маскарад, утром решают рассказать друг другу по одному секрету (любовные фантазии), а затем с ними происходят разные странные приключения. Всю эту историю экранизировал Стенли Кубрик в своем последнем фильме «С широко закрытыми глазами»: он перенес действие в наше время, в главных ролях снялись Николь Кидман и Том Круз. После окончания съемок актеры, бывшие на тот момент супругами в реальности, развелись.
Но ведь есть и такие сны, которые забываются полностью, от которых не остается ничего, кроме загадочного предчувствия и необъяснимого оцепенения. Или человек вспоминает их позже, гораздо позже, и уже сам не знает, было ли это на самом деле или только пригрезилось ему. Только. Только… (цитата из повести «Траумновелле»)
«Траумновелле» в переводе с немецкого означает — «Новелла снов». Сны в этом произведении играют ключевую роль. Например, эротический сон главной героини Альбертины, который становится основной психологической интригой сюжета.
Роман «Странник по звездам, или Смирительная рубашка», Джек Лондон.
Фильм «Пиджак», Джон Мэйбери
Бывший профессор агрономии в Калифорнийском университете приговорен к пожизненному заключению за убийство коллеги, которое он совершил в припадке ярости. Восемь лет в тюрьме Сан-Квентин его затягивали в брезентовую «смирительную рубашку». В этом нечеловеческом состоянии он научился входить в состояние транса, раскрепощать подсознание, управлять временем и пространством, путешествовать по иным мирам и эпохам, заново проживая свои прошлые жизни.
Я утверждаю, и, как ты понимаешь, читатель, утверждаю с полным на то правом, что материя — это единственная иллюзия. Да, — подумал я, — наши переживания действительно составляют материал наших снов. Жизнь — вот что и реальность, и тайна. Жизнь безгранично шире, чем просто различные химические соединения материи, принимающие те или иные формы. Жизнь — нечто непрекращающееся. Жизнь — это неугасающая огненная нить, связующая одну форму материи с другой. Я знаю это. Жизнь — это я сам. (цитата из романа «Странник по звездам, или Смирительная рубашка»)
Образ «смирительной рубашки» Джек Лондон взял из своих интервью с бывшим каторжником Эдом Морреллом, имя которого также использовал для второстепенного персонажа романа. За участие в бандах, грабивших железные дороги Южной тихоокеанской компании в 1890-х годах, Моррелл провел четырнадцать лет в тюрьмах Калифорнии, из них пять — в одиночной камере. Лондон добивался его помилования. После освобождения Моррелл был частым гостем на ранчо писателя.
Сюжет фильма «Пиджак» основан на романе Джека Лондона. Актер Эдриан Броуди играет там бывшего военного, вернувшегося домой после войны в Ираке (1990–1991 гг.) и страдающего потерей памяти после огнестрельного ранения в голову. Его отправляют на принудительное лечение, где и заключают в смирительную рубашку.
Пьеса «Иван Васильевич», Михаил Булгаков
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию», Леонид Гайдай
Фантастическая пьеса про изобретателя Тимофеева, который пытался построить машину времени и в итоге сумел переместить своих современников во времена Ивана Грозного, а сам царь при этом оказался в советском государстве, была написана в 1936 году. Цензура того времени не выпускала произведение в народ из-за политических намеков.
Некоторые критики утверждали, что в пьесе фигурируют «не «комичные» персонажи — не безобидные, а вредные социальные типы». Только в 1965 пьесу издали, а спустя еще 8 лет вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Иоанн. Преклони скверную твою главу и припади к честным стопам соблазненной боярыни…
Якин. С удовольствием. Вы меня не поняли!!! Не поняли!…
Иоанн. Как тебя понять, когда ты ничего не говоришь!
Якин. Языками не владею, ваше величество!… Во сне это или наяву?… (цитата из пьесы «Иван Васильевич»)
Филип Киндред Дик – американский писатель-фантаст
Многие из вас наверняка смотрят новый британский научно-фантастический телесериал «Электрические сны Филипа К. Дика» или хотя бы слышали о нем. Он основан на десяти рассказах известного американского фантаста: «Капюшонщик», «Планета, которой не было», «Проездной билет», «Выставочный экспонат», «Спешите приобрести!», «Человек», «Унылый незнакомец», «Автофабрика», «Фостер, ты мертв!», «Отец-двойник». Это истории о людях будущего, новых технологиях и новом мироустройстве, межпланетных полетах, техногенных катастрофах, искусственном интеллекте и т. д.
Героями здесь выступают люди (по крайней мере, оболочки у них человеческие), но в мире, где они живут, границы между сном и реальностью, сознательным и бессознательным, стираются все больше.
Произведения Филипа К. Дика экранизировали и раньше. Например, по его роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» снят фильм «Бегущий по лезвию» (1982), а также, в 2017 году, его ремейк — «Бегущий по лезвию 2049». А по его рассказу «Воспоминания оптом и в розницу» снят оскароносный фильм «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером.
В электронном каталоге Некрасовки можно найти 25 произведений Филипа К. Дика.
Роман «Солярис», Станислав Лем
Фильм «Солярис», Андрей Тарковский
Действие романа происходит в будущем. Главный герой прибывает на борт космической станции «Солярис», его цель — разобраться, что происходит с тремя членами экипажа, один из которых покончил с собой. Встречи с фантомами, попытка понять разумный Океан и установить с ним контакт, странные сны, нечеловеческие сущности... Андрей Тарковский экранизировал «Солярис» через 12 лет после его публикации.
Я знаю только одно: что покуда я сплю, то не знаю ни страха, ни надежд, ни трудов, ни блаженства; спасибо тому, кто изобрел сон — эту единую для всех монету, этот безмен и весы, выравнивающие вес короля и пастуха, мудреца и дуралея. Одно только мне не нравится во сне: говорят, что он очень смахивает на смерть. (цитата из романа «Солярис»)
Невыдуманные космонавты, вспоминая роман Лема и размышляя о планете, покрытой мыслящим океаном, утверждают, что она способна создавать объекты-фантомы на основе информации, которую считывает из памяти во время сна.
Например, космонавт Владислав Волков, бортинженер корабля «Союз-7», рассказал про свои видения: «Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи донесся лай собаки! Обыкновенной собаки, может быть, даже простой дворняжки… Мне показалось, что это голос нашей Лайки… А после через несколько секунд стал отчетливо слышен плач ребенка! И какие-то голоса. Объяснить все это невозможно».
Также космонавты предполагают, что нечто похожее на эффект Соляриса происходит и на земной орбите.