Журнал Чтение

Так говорил Сухомлинский

В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения писателя, поэта и публициста Василия Сухомлинского. Его книги про воспитание и обучение выходили в советское время миллионными тиражами, а сам он считался одним из лучших педагогов своего времени, который учил послевоенное поколение детей и мечтал «выпрямить согнутую горем, несчастьем, страданием, злом, невежеством родителей душу ребенка, сделать ее несгибаемой».

«Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и работы другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечие», — считал Сухомлинский. Он придумывал и публиковал интересные задания для детей, а его методы обучения и воспитания анализировали затем разные ученые.

В электронном каталоге Библиотеки имени Н.А. Некрасова есть много произведений Василия Сухомлинского. Мы решили сделать небольшой путеводитель по одному из них — «Как воспитать настоящего человека» (издательство «Педагогика»). Книга построена как диалог автора с читающими ее другими учителями, содержит интересные истории и наблюдения из жизни Сухомлинского и его размышления-выводы.

Конец Галереи

История № 1

— Смотри, Митя, журавли летят! Целая стая... Весна, весна. Смотри, какие они красивые, журавли, — голубые! Голубые журавли, смотри же, Митя, смотри!

— Не голубые, а серые... — тихо промолвил Митя.

— Да не серые же, а голубые! Как же это так — голубая птица кажется тебе серой? — с изумлением говорит Зоя.

Дети пришли в школу. Зоя подошла ко мне и говорит:

— Когда мы шли в школу, в небе летела стая голубых журавлей. А Митя говорит: журавли серые. Разве они серые? Я же видела своими глазами: голубые.

Вывод Сухомлинского

Есть детские вопросы, которые слышать больно, а отвечать на них страшно трудно. Воспитание не обладает столь магической силой, чтобы делать человека счастливым независимо от тех обстоятельств, в которых он живет… Если ваш ребенок видит мир жизнерадостным, если каждое явление окружающего его бытия поворачивается к нему той стороной, которая озарена красотой, тонкостью, хрупкостью, нежностью, он легче поддается воспитанию. Он жадно вслушивается в каждое ваше слово.

История № 2

Одна пятилетняя девочка ночь не спала: молча, без слов и без слез страдала, узнав, что куклу ее маленькой подружки оставили под открытым небом и она вымокла под дождем.

Вывод Сухомлинского

Если свое маленькое горе ребенок пережил в одиночестве, без сочувствия и сострадания, его сердце может надолго покрыться ледяной корой равнодушия.

История № 3

Первый класс. Весной, во время половодья, в школу не пришла маленькая черноглазая девочка Галя. Дорогу в школу преградил ей весенний разлив.

Вывод Сухомлинского

Если учитель не расскажет о беде девочки, не пробудит у детей добрые чувства, одноклассники могут и не вспомнить о ней. На каждое событие надо открывать глаза, ум, сердце. Мы идем с детьми к реке, разлившейся и отрезавшей от нас Галю. В детских сердцах пробуждается сочувствие. Они переживают горе своего товарища. То, что они ничем не могут помочь товарищу, еще больше углубляет их чувства. Все их помыслы о том, как же все-таки помочь.

История № 4

Пришла весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро росла, разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходим смотреть, что же будет дальше. Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвел белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» — спрашиваю я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...»

Вывод Сухомлинского

— «Хорошо, — сказал я, — срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые». <...> Его губы тихо шептали: «Как снежные пушинки... как серебряные колокольчики...» «Растите, колокольчики», — тихо прошептал мальчик. Для учителя эти мгновения — счастье. Мой идеал — поднять на эту вершину каждого. Это действительно одна из вершин нравственного развития. Чувствование прекрасного вносит в юную душу утонченную способность откликаться на призыв, быть мужественным и великодушным, добрым и сердечным.

История № 5

Однажды я получил от старой учительницы тревожное письмо: в маленьком городке на берегу моря живет десятилетняя девочка Ира. Тяжелая болезнь приковала ребенка к постели. Ира успела до болезни научиться читать и писать. Но теперь ее мир ограничен окошком, видом на далекие горы и вечным шумом морских волн. У девочки единственный родной человек — бабушка, оставляющая внучку на несколько часов, когда она уходит на работу. Ира любит рисовать, но ей тяжело держать не только альбом, но и карандаш. Ежедневно она могла прочитать 2-3 страницы... Девочке нравятся сказки о птицах и зверях, но сказок этих очень мало...

Вывод Сухомлинского

Обо всем этом я рассказал детям, показал им и фото: на снимке — огромные задумчивые глаза Иры. Мне хотелось, чтобы дети мои почувствовали: где-то живет человек, которому невыносимо больно, трудно. Ведь каждый человек — маленькая частица человечества, частица нашего народа, и, если хоть один человек страдает и гибнет в одиночестве, самое отдаленное горе стучится в дверь дома, имя которому — человечество.

Мы составили письмо Ире. Я постарался, чтобы каждый ребенок вложил в это письмо свое слово и свое чувство. Я написал Сказку о Жаворонке; письмо и сказку отослали в маленький городок на берегу теплого южного моря.

История № 6

Однажды я пошел с детьми на берег старого пруда. Рассказываю малышам: когда я был маленьким мальчиком — вот таким, как ты, Мишко, здесь было глубоко-глубоко. Вот здесь рос высокий дуб...

— Неужели вы были вот таким маленьким мальчиком? — спросил изумленный Мишко.

— Ведь вы старый, седой.

— Был... Вот здесь купался, под этими корнями раков ловил...

— А куда же девался тот мальчик? — спросила Валя и взяла в свою маленькую руку мою. И она, и Мишко, и все дети смотрели на меня с удивлением: действительно, куда девался тот мальчик? Значит, и они станут пожилыми мужчинами и женщинами... Куда же деваются маленькие дети?

Вывод Сухомлинского

Чем раньше задумается над этим вопросом ребенок, тем больше будет дорожить он человеческими ценностями и собственным счастьем жить и трудиться, думать и переживать.

Нельзя ограждать ребенка от того, с чем он по самой логике жизни неизбежно сталкивается и что должно пробуждать у него мысли о собственном бытии.

История № 7

У 6-летней Кати две бабушки — бабушка Катерина и бабушка Марина. Бабушка-то в сущности одна — Катерина, а бабушка Марина — мать бабушки Катерины, то есть прабабушка. Обе они старенькие, обе добрые, обе любят Катю, и для нее они обе — бабушки. Весной заболела бабушка Катерина. Долго болела и летом умерла. Идет Катя за гробом бабушки, провожает ее в последний путь, плачет. Рядом с Катей идет бабушка Марина. Плачет бабушка Марина и причитает:

— Куда же тебя несут, мое дитя ненаглядное? Откуда же мне тебя ожидать и откуда выглядывать, девочка моя?

Катя спрашивает у матери после похорон:

— Мама, разве наша бабушка Катерина — дитя?

— Дитя, доченька, дитя. До последнего дыхания каждый человек — дитя.

Вывод Сухомлинского

Учите своих питомцев в каждом человеке — и в младенце, и в столетнем старце — видеть дитя человеческое. Я считаю важным воспитать в ребенке сердечную привязанность к старому, пожилому человеку, чтобы утрату этого человека он пережил как непоправимое личное горе. Это горе — вершина, с которой перед маленьким человеком открывается счастье бытия.

История № 8

С каждым из моих питомцев я нахожу тот единственно возможный и единственно удачный и счастливый час нашего духовного общения, когда я веду его в свою личную библиотеку.

— Вы все эти книги прочитали? — спрашивает изумленный мальчик. Я рад, что слышу в его вопросе удивление. Коля время от времени останавливается у книжной полки, снимает то одну, то другую книгу. Ему хочется знать, о чем эти книги...

— А остальные — не успеете прочитать?

— Не успею. Останутся не прочитанными...

Мальчик с изумлением смотрел на книги. Я увидел в его глазах новую мысль.

— Как же это? — тихо спросил Коля. — Книги останутся не прочитанными...

Вывод Сухомлинского

У меня сердце радостно забилось от мысли, что мальчик подумал; человека окружает море богатств, а он не может постигнуть и маленькой их частицы.

Кратко про Сухомлинского

Родился в крестьянской семье, все четверо детей которой стали затем учителями.

Окончил Полтавский педагогический институт.

В 21 год женился на учительнице. У них был сын, которого он не успел увидеть: его жена помогала партизанам и вместе с 10-месячным сыном они оба погибли в гестапо.

В 23 года ушел добровольцем на фронт. Через год был тяжело ранен (чуть не ампутировали руку) и демобилизован на Урал.

В 25 лет женился еще раз. У него родились дочь и сын.

В 30 лет стал директором Павлышской средней школы, преподавал там до конца жизни.

Отец много писал о том, как воспитать в ребенке доброту и совесть. Это и сегодня очень важно. (Из интервью дочери писателя, доктора педагогических наук, профессора Ольги Сухомлинской)

Был типичным сельским интеллигентом. Всегда носил костюм, но не разбирался в размерах одежды и не любил покупать новое.

Считал, что для ребенка важны режим, свежий воздух, здоровое питание. Советовал есть побольше фруктов, овощей и ягод.

Никогда не праздновал дни рождения. Не любил никаких застолий, чествований.

Никогда не повышал голос и не наказывал детей.

Не любил вспоминать о войне.

Ездил на Кубу в начале 1960-х годов, был на приеме у Фиделя Кастро. Привез много книг на испанском языке, кофе и сигары, хотя не курил.

Был и в Германии, Венгрии, Болгарии… Отовсюду привозил подарки.

Любил природу, не очень любил многоэтажные дома.

Любил черный хлеб, борщ и компот.

Умер в 51 год из-за осколка снаряда, который остался в его организме еще со времен войны. 

Что читал, советовал читать и перечитывал Сухомлинский

(из книги «Письма к сыну»)

Есть книги, которые человеку надо прочитать за всю жизнь несколько раз, и каждое новое чтение будет открывать перед ним все новые и новые грани красоты и души человеческой. Несколько раз я прочитал «Воскресенье» Л. Н. Толстого, «Идиот», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Божественную комедию» Данте, «Гамлет» Шекспира

Повторное чтение бессмертных творений литературы – это прежде всего познание человеком самого себя. Читаешь пятый, шестой, седьмой раз «Степь» Чехова, его изумительные новеллы, и хочется стать лучше, чем ты есть. А произведения В. Короленко, А. Куприна, М. Пришвина, К. Паустовского. Я не могу прожить месяц, чтобы не прочитать что-нибудь из произведений этих художников слова.

Советую тебе читать все, что выходит из-под пера таких романистов и поэтов, как К. Симонов, В. Солоухин, А. Твардовский, О. Берггольц, С. Щипачев, И. Сельвинский, А. Калинин, П. Нилин, В. Тендряков, Л. Мартынов, М. Стельмах, О. Гончар… Перечитывай такие книги, как «Всадники» Ю. Яновского, «Седьмой крест» А. Зегерс, «Земля людей» А. Сент-Экзюпери, «Старик и море» Э. Хемингуэя.