События

«Отрываясь от конструктивизма». Презентация и обсуждение книг Лазаря Лисицкого и Алексея Чичерина

Конструктивизм считается мейнстримом искусства 1920-х годов, мощной попыткой заменить само понятие искусства. Но более пристальный взгляд часто показывает иной результат. Жизнеутверждающая миростроительная позиция конкретных творцов авангарда оборачивается сложными практиками и теориями, в том числе философического толка. Оказывается, мало «конструировать» новые Вещи, новый Язык, новый Мир, — художественный образ рождается не столько в русле позитивистских лозунгов, сколько в поиске ответов на метафизические вопросы.

Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге выпустило в свет очередные исследования по авангарду — книги вокруг художника Лазаря (El /Эль) Лисицкого и поэта Алексея Чичерина, каждый из которых манифестировал себя как КОНСТРУКТОРА.

ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ. РОССИЯ. РЕКОНСТРУКЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. Комментированное издание.

Лазарь Маркович Лисицкий (1890–1941) — художник и архитектор «интегрирующего таланта», мастер книги, один из тех, кто заложил основы современного дизайна. Его книга «Реконструкция архитектуры в Советском Союзе», изданная на немецком языке в 1930 году в Вене, впервые приходит к отечественному читателю. В ней Лисицкий не столько дал обзор достижений советской архитектуры, сколько провозгласил языком искусства план великих социальных преобразований, основанных на позитивном имидже индустриализации.

АЛЕКСЕЙ ЧИЧЕРИН: КОНСТРУКТИВИЗМ ВОСКРЕШЕНИЯ. Декларации, конструэмы, поэзия, мемуары. Исследования и комментарии.

Алексей Николаевич Чичерин (1889–1960) — поэт, блестящий декламатор, теоретик, стоявший у истоков Литературного центра конструктивистов. Он экспериментировал с визуализацией фонетики и радикальной реформой орфоэпики; его без натяжек можно назвать пионером отечественного концептуализма и саунд-поэзии. Книга «Алексей Чичерин: Конструктивизм воскрешения. Декларации, конструэмы, поэзия, мемуары. Исследования и комментарии» подготовлена к 130-летию поэта-утописта и самобытного теоретика.


Участники вечера:

Ирина Сироткина (Институт истории естествознания и техники РАН) — историк культуры (кандидат психологических наук, PhD), автор ряда монографий, среди которых выдержавшая четыре издания книга «Шестое чувство авангарда: Танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников».

Сергей Бирюков (Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg, Германия) — поэт, доктор культурологии, президент Международной Академии Зауми, исследователь авангарда и экспериментальных форм поэзии. Автор книг «Зевгма», «Року укор», «Теория и практика русского поэтического авангарда», «Авангард: модули и векторы» и др.

Дмитрий Козлов (ЕУСПб) — кандидат искусствоведения, исследователь архитектуры авангарда; составитель книги «Эль Лисицкий. Россия. Реконструкция архитектуры в Советском Союзе», автор книг «Стадионы Ленинграда: 1920–1950-е» и «Клином красным бей белых»: Геометрическая символика в искусстве авангарда».

Андрей Россомахин (СПбГУ, ЕУСПб) — филолог (PhD), искусствовед, автор ряда монографий, в том числе о таких ключевых фигурах авангарда, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Михайль Семенко, Хармс, Заболоцкий. Научный редактор серии Avant-Garde, в рамках которой издана книга «Алексей Чичерин: Конструктивизм воскрешения».

 

Мероприятие завершено