События

«Гротеск плоти — body horror». Лекция Евгения Кузьмичева

Видеоигры — территория неестественного: тела персонажей искажаются, изящные женщины выполняют немыслимые акробатические трюки, мужчины раскидывают толпы врагов двуручными мечами, превышающими их рост, а спасители вселенной одинаково легко обращаются с ножом, вертолетным пулеметом и даже пушкой.

Гигантские доспехи воинов и облачения девушек равно неестественны, но их образ, будучи повторенным в компьютерных играх тысячекратно, давно не вызывает удивления у аудитории.

Миры после катастроф изобилуют мутировавшими животными, облученные радиацией химеры бродят по пустошам, постлавкрафтианская плоть чудовищ сочится из темных готических сводов. Тропы меняются. Архетипы искажаются. Видеоигры, являясь частью массовой культуры, чутко реагируют на общественные изменения и новые тенденции, иногда отражая перемены нарочито гротескно. Повинуясь этому импульсу, разработчики игр переписывают историю. Так, полководцами римских войск становятся женщины и эфиопы. В играх, посвященных войнам XX века, руки героинь превращаются в протезы, на лицах мужчин проступают синие узоры кельтских воинов.

Прием, доведенный до абсурда, или ошибка, не осознаваемая создателем, — гротеск проступает в разный обличьях. Разные грани его, подобно переливающемуся панцирю жука-златки, будут рассмотрены в трех лекциях.

Проявление гротеска в видеоиграх часто сопряжено с жанром body-horror, появившимся в последней четверти прошлого века. В поисках новых источников ужасов было выбрано само тело, его непредсказуемые мутации.

Эпидемии вирусов, вырвавшихся из герметичных пространств лабораторий, тихая поступь радиации, искажающее влияние темных богов — все ведет к ужасным, доселе непредставимым существам.

Страх смерти уступил место страху жизни. Канонические образы нежити — вампиров, скелетов и призраков, — многократно повторяемые столетиями, отступили перед наукой, их отрицающей. И тогда появился образ пульсирующей, бесконечно изменяющейся плоти — примордиального ужаса, в последнее время активно исследуемого философами спекулятивного реализма.

В первой лекции курса «Гротеск и видеоигры» будут рассмотрены зарождение и мутации этих процессов.

Лектор — Евгений Кузьмичев, искусствовед, исследователь визуальной культуры, сокуратор проекта «Маргинальный дизайн», сооснователь выставочного пространства «Стыд». 

Игры: Resident Evil 2, Darkest Dungeon, Carrion и проч.

 

Мероприятие завершено