События

«Татарская вера». Образ ислама у русского населения Рязанской области». Лекция

В восточных районах Рязанской области (на границе с Мордовией, в бывших уездах Тамбовской губернии) в прошлом проживало значительное татарское население. Ныне оно сосредоточено всего в нескольких деревнях, а в былых русско-татарских селениях памятью о татарских соседях являются дома, обозначаемые в качестве «татарских», и особые сакральные пространства — мусульманские кладбища. При этом у местного русского населения практически не встречается упоминаний об исламе, мусульманстве. Вся религиозная жизнь татар (прежде всего наиболее публичная ее часть, сохраненная в памяти) обозначается их соседями в качестве «татарской веры». Это особенно проявляется в нарративах о «татарских» похоронах, оставшихся ярким впечатлением, о строго соблюдаемых татарами поминальных обрядах и ритуальной пище. Учитывая ассимиляцию татар, встречались факты, когда «татарские» обряды совершали русские представительницы семьи (невестки), согласно завещанию своих свекровей: находили муллу, готовили особые поминальные блюда.

На востоке Рязанской области среди местных татар бытовал обряд сбора детьми крашеных яиц «кызыл йомырка». Весной татары красили яйца, при этом отмечая, что это «наш собственный обычай, а не пасхальный». Семантика обряда (распространенного в ареале расселения и других групп татар-мишарей), возможно, и не связана с пасхальными традициями окружающего русского населения. В исследовании Рената Абянова и Марата Сафарова приведено несколько гипотез.

Исследование основано на экспедициях в татарские и русские (былые русско-татарские) села Рязанской области, осуществленных в 2015–2020 гг. Материалы экспедиций отражены в этнографическом фотоальбоме «Тени Касимовского ханства» (М., 2021).

Лекторы — Ренат Абянов, руководитель Департамента культуры ДУМ РФ; Марат Сафаров, кандидат педагогических наук, исследователь социальной истории татар.

Встреча пройдет в рамках лектория «Антропология религии».

 

Мероприятие завершено