Засекреченный Некрасов

Зачастую творчество писателей, выходящих за рамки современных им тенденций в литературе, подвергалось критике и порицанию, а иногда находилось в немилости, под запретом со стороны власти.

По словам В. Розанова, «Некрасов был настоящим основателем демократической русской литературы, демократической и демагогической по естественному сочувствию к положению народа. Этою демократическою и демагогическою струею в себе он охватил не одно крестьянство,… но и все другие сферы простонародного положения и труда… Сейчас же по его смерти поэзия его стала «пробным камнем» для испытания политической благонадежности или неблагонадежности». «сочувствуешь Некрасову, — значит, сочувствуешь «угнетенному народу» или «воображаешь народ в угнетении», и, значит, «способен на всяческое, — ищи дальше»… Напротив, кто равнодушен к поэзии Некрасова, или, особенно, враждебен ей, о том правительство полагало, что этот субъект не составит для него хлопот».

Творчество Н. А. Некрасова наталкивалось на различные цензурные запреты царского времени в оссии, а также в период функционирования советского спецхрана.

Спецхран (специальное хранение) содержит документы ограниченного доступа по различным основаниям. После окончания Второй мировой войны в спецхран Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР, сегодня — ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации), а затем (1965 г.) в спецхран ЦГАЛИ (РГАЛИ) из Чехословакии был передан архив Союза русских писателей и журналистов в Югославии. В этом архиве были обнаружены две тетрадки вырезок из газет 1928-1930-х гг., содержащих статьи о творчестве Н. А. Некрасова.

В январе 1928 года исполнилось 50 лет со дня смерти поэта, поэтому зарубежная эмигрантская печать тогда поместила большое количество материалов о его творчестве. Газета «Дни» (19 января 1928 г.) в заметке «В. А. Маклаков о Некрасове» писала: «Этот вечер во вторник в «Русском Очаге» был один из редких вечеров, когда отрешившись от терзающих нас злободневных вопросов, мы — все многочисленные присутствующие — испытали большую радость. Этой радостью одарил нас художественный, мастерски и любовно изложенный доклад о Некрасове В. А. Маклакова». Поэтом рыдающей России назвал Н. А. Некрасова в своей статье Ю. Айхенвальд. Помещены сообщения о некрасовских вечерах, проведенных русскими эмигрантами в Германии, Югославии.

Интересной представляется заметка об издании поэмы «Светочь» Демьяном Бедным. До сих пор спор о происхождении этого произведения актуален — одни специалисты утверждают, что это фальшивка, другие рассматривают как подражательное произведение. «Светочь» считается новой редакцией знаменитой поэмы Н. А. Некрасова «Дедушка». В текст великого поэта было добавлено 214 строк революционного содержания.

Вот что сообщается в специальной статье А. Каменского, опубликованной в эмигрантском издании «Руль» (от 4 июня 1930 года) «Демьян Бедный и Некрасов»: «Весною прошлого года вся литературная Москва была взбудоражена сенсацией. Демьян Бедный «открыл» большую поэму Некрасова «Светочи». Читателям «Руля» известно, как это произошло, отчасти по выдержкам из советских газет, отчасти — по комментариям и догадкам Ю. В. Офросимова, интуитивно правильным сводившимся к тому, что 400 строк, добавленных к известному тексту некрасовского «Дедушки», — несомненная «липа», принадлежащая перу самого Демьяна. Вывод Офросимова не совсем точен: поэма написана не самим Демьяном, но… в истории с подделкой «Светочей» сей Демьян виноват еще больше, чем если бы он сам был фальсификатором поэмы…

Изготовление текста «липовой» поэмы — дело рук более искусного, чем Демьян, мистификатора, рассчитавшего от начала до конца все свои шансы и вышедшего полным победителем из чрезвычайно сложного житейского переплета».

Демьяну Бедному рукопись неопубликованной поэмы предоставил неизвестный инженер-строитель из Вознесенска, который до этого тщетно пытался передать её московским издательствам, журналам. Демьян Бедный заявил ГИЗу категорическое требование о включении поэмы в редактируемое им собрание сочинений Некрасова, несмотря на протесты К. Чуковского, исследовавшего текст подделки. Понимая, что держит в руках фальсифицированный источник, Демьян Бедный решает публиковать поэму, включая её в число произведений великого писателя.

Фальсификация была обнаружена судебным экспертом А. А. Сальковым. Как сообщает профессор С. Рейсер, один из очевидцев разоблачения (писал в 1929 г. о результатах текстологической и графологической экспертизы на страницах журнала «Литература и марксизм»), авторами «Светоча» были А. Каменский и некий Швецов (Шевцов). К. И. Чуковский получил от них расписку (к сожалению, документ не сохранился) в том, что именно им принадлежит авторство поэмы. Подробности разоблачения были изложены А. Каменским в его статье, цитируемой выше.

Вообще, эмигранты часто упоминали Демьяна Бедного как одного из «вредителей» творчеству Некрасова. Так, в неизвестной эмигрантской газете (выпуск от 6 августа 1929 г.) в статье «Некрасов в советской России» написано следующее: «Лет восемь или десять тому назад большевики издали стихотворения Некрасова. В этом издании было напечатано несколько новых для читателей, еще не появившихся в печати стихотворений знаменитого поэта. Но, Боже мой, что это было за ужасное издание! При всей своей любви к Некрасову многие почитатели не решились приобретать эту книгу, изданную на оберточной бумаге различных цветов. В настоящее время большевики приступают к полному собранию сочинений Некрасова в стихах и прозе в пяти томах за 10 рублей. Издание под редакцией известных знатоков Некрасова — В. Евгеньева-Максимова и К. Чуковского. Но так как большевики не могут обойтись без какой-нибудь пакости, то предисловие к сочинениям поэта напишет Демьян Бедный».

Некрасова всегда старались представлять читателям не столько как великого русского поэта-революционера от литературы, сколько как стихотворца-публициста, который будто бы все свои творческие силы отдал на создание социальных призывов и лозунгов, моральных заповедей, различных разоблачений. Наверное, такие утверждения могут иметь место, так как в произведениях Некрасова присутствует немало строк, в которых публицистика зачастую подавляла творческое начало: «Мне борьба мешала быть поэтом».

Между тем, Н. А. Некрасов стал автором произведений поистине великого художественно слога и глубоко лиричных. К сожалению, большинство читателей, даже среди поклонников русской поэзии, не знакомы с лучшими трудами поэта. Многие литераторы даже называли Некрасова «посредственным поэтом». Очевидно, что такие мнения можно объяснить тем фактом, что читателю известны исключительно «хрестоматийные» произведения Некрасова, отбиравшиеся как яркий пример современной им эпохи, для выделения определенной тенденции в литературе. Поэтому сегодня необходимо с особым вниманием подходить к изучению творчества Некрасова, подвергая его новому осмыслению.

Вам также может понравиться...