«Под сенью Пармы чистым родником» (День культуры коми)

В рамках программы «Финно-угорский мир» Библиотека Некрасова познакомила своих читателей и всех москвичей с историей и культурными традициями народа коми.
История коми среди восточных финно-угорских народов является наиболее своеобразной. Их часто упоминают как «самый европейский» из восточных финно-угров. Ведь они в наибольшей степени усвоили «европейскую» (русскую) культуру, и произошло это достаточно рано, но в то же время им удалось сберечь древние традиции и сохранить свою письменность и свой язык.
Первые предки коми обнаружены во II тыс. до н.э. в районе впадения Оки и Камы в Волгу. Позднее они распространились в Прикамье и на севере.
Предки коми-зырян на территории современной Республики Коми приходят в I тыс. до н.э. А в первой половине I тыс. н.э. коми обитали в Прикамье. Далее население мигрировало в бассейн реки Вычегды. В это время тесное взаимодействие коми имели с финно-уграми Прибалтики, волжанами, булгарами, Древнерусским государством и иранскими народами. Русское государство оказывало особое влияние с 12 века, кода Пермь попала под влияние новгородских князей. Интенсивное расширение территории проживания коми началось с XV века и длилось вплоть до ХХ века: коми заселили верхнюю Вычегду, Печору и Ижму. И все это время коми распространяли свои традиции, знания, эпос, культуру и язык.
Самоназвание народа: коми, коми морт (коми человек), коми войтыр (коми народ).
Устаревшее русское название народа – зыряне. Насчёт происхождения этнонима коми существует несколько версий. Наиболее правдоподобной можно считать происхождения от названия реки Кама. Таким образом, словосочетание коми-морт («коми мужчина, человек») дословно означает «живущий на реке Кама».
Коми язык – старописьменный: письменность возникла в 1372 году благодаря просветителю и миссионеру Стефану Пермскому (ок. 1340–1396). Стефан Пермский (коми — Перымса Степан; мирское имя неизвестно) проповедовал христианство в землях коми, создал азбуку Анбур и перевёл на коми язык основные церковные сочинения.
Одним из самых интересных элементов культуры коми является КОМИ ПРОМЫСЛОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Это солнечный календарь, в котором отсчет ведется со дня весеннего равноденствия. Вместо месяцев он состоит из 9 периодов какого-либо животного: девять промысловых животных соответствуют месяцам древних коми. Помимо отсчета времени календарь имел еще одну важную функцию – напоминания охотникам на кого нельзя охотиться в конкретный момент времени. Например, начало апреля – месяц, когда горностай выводит своих детенышей – охота запрещена. Так календарь поддерживал популяцию промысловых животных и баланс между человеком и природой.
Фольклор народа коми дает яркое представление о его основных этических и моральных нормах, освещая трудный быт северянина земледельца, промысловика, охотника и рыболова.
Знакомство с народом коми состоялось при поддержке Представительства Республики Коми при Президенте Российской Федерации. На встречу с гостями Библиотеки пришли Председатель правления КНКО «Парма» С.И. Белорусова, Председатель правления РОО «Русь Печорская» Т.Д. Вокуева. Народные песни прозвучали в исполнении Яны Васильченковой и Ирины Косолаповой.
В фойе глаз радовала выставка-ярмарка изделий народных мастеров. С некоторыми из них можно было встретиться лично.
Особой страницей встречи стала презентация Директора Национального музея Республики Коми (Сыктывкар) И.Н. Котылевой. В 1889 году некий студент юридического факультета Московского университета, интересовавшийся попутно этнографией, отправился в экспедицию по русскому северу. Проехав Вологодскую губернию, он отправился в длительную поездку в «зырянские земли». Бескрайние просторы, встречи с удивительными самобытными людьми, этнографические находки, фольклор и предметы быта поразили его до глубины души и повлияли на всю последующую жизнь: вместо очередного юриста мир получил неординарного художника. Дорожные записи, статьи и фотографии конца XIX – начала XX вв. составили основу альбома «Путешествие В. Кандинского к зырянам в 1889 г.».

 

Вам также может понравиться...