Некрасов — герой своего времени

XIX век в русской литературе принято называть «золотым веком». Это время подарило читателям произведения таких писателей, как В. А. Жуковский, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, и др.

Литература XIX века явилась уникальным феноменом русской культуры, окончательно отделившись от придворной поэзии. В истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. В XIX веке русская национальная культура достигла в литературе, искусстве тех высот, которые приято определять словом «классический».

Можно долго и продуктивно размышлять о значении литературы, всего XIX века, но на данный момент нас интересует вполне конкретный период – середина века. Именно в это время происходит становление русской реалистической литературы, формулируемой и развивающейся на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, наблюдается рост противоречия между властью и простым народом. Как никогда актуальной видится реалистическая литература, активно реагирующая на реалии жизни, общественно-политическое развитие России. Получают распространение труды и взгляды В. Г. Белинского, Добролюбова, Чернышевского о путях исторического развития России.

Писатели, философы, обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Свои произведения создают И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

Проза вытесняет поэзию. Единственным писателем, использующим в своем творчестве поэтические приемы, остается Н. А. Некрасов. Именно он внес в поэзию социальную проблематику. В его известных каждому читающему человеку поэмах «Современники», «Кому на Руси жить хорошо?» и множествах стихотворений осмысливается тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Эпохе Некрасова была свойственна тенденция к глубокому осмыслению проблемы народности и дальнейшему развитию в этом плане теоретических и творческих традиций Пушкина, Гоголя, Белинского. В области литературы этот процесс проявился в общей демократизации стиля, поэтического языка.

Творчество Некрасова глубоко реалистично, его произведения отличают простота и лаконичность языка, легкость его восприятия народом, чьим олицетворением были герои поэм и стихотворений Некрасова.

Естественная, живая лексика, свойственная, произведениям Некрасова позволяла писателю достоверно отражать реалии жизни деревенских тружеников, создавая выразительные, реалистичные образы.

Некрасов всегда боролся против тех условностей поэтического языка, которые связывали мысль, мешали правдивому воспроизведению действительности, продолжая традиции Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Он с уверенностью вводил в тексты своих произведений не употреблявшиеся ранее народные слова и выражения, если в литературном лексиконе не находил подходящего оборота.

Подобные приемы Некрасов использовал неслучайно: для писателя было важно иметь возможность точно выразить смысл предмета, события и пр. Для создания более реалистичных литературных образов Некрасов не боялся использовать в тексте грубые слова или выражения, что часто вызывало у представителей писателей-«эстетов» чувства протеста, негодования и непринятия идейно-художественной функции языка его поэм.

Разнообразие языковых средств передачи информации позволили Некрасову выразить в поэтической форме настроение народа, его переживания и отношение к жизни. Творчество Некрасова ломало сложившиеся на протяжении десятилетий стереотипы в поэзии, делая её более реалистичной и доступной для понимания любым читателем.

У поэта мгновенно сложилась своя аудитория юных читателей, уставших от произведений Пушкина, Жуковоского: «Пусть Жуковскийи поет «Ивиковых журавлей», для понимания которых еще надо справляться с мифологией: мы будем читать Некрасова, который нам пишет «Мороз – красный нос», вещь забавную, трогательную, над которой и поплачешь, и посмеешься».

Герои произведений Некрасова реалистичны, читатель видит в них действительность: «Это так хорошо и верно, как ни у кого». Писатель краток, убедителен в изображении героев своих произведений. Он живописует привычные образы России, не идеализируя Родину:

Холодно, голодно в нашем селении.
Утро печальное, сырость, туман,
Колокол глухо гудит в отдалении,
В церковь зовет прихожан.
Некрасов знакомил так называемое «общество» и городскую молодежь с русским сельским бытом, вызывал в ней сочувствие к простому русскому человеку и веру в жизненность его духовных сил.

Николай Алексеевич Некрасов был поэтом, в творчестве которого отразилась целая эпоха общественного развития России.

Еще до революции вышла одна из первых тогда о Некрасове книг известного в дальнейшем литературоведа В. В. Розанова, посвятившего поэту долгие годы трудов. Розанов во многом предсказал нелегкое будущее творческого наследия Некрасова, написав однажды: «О Некрасове… будут появляться именно книги, всесторонне исследующие его личность и его творчество, — и еще очень долго эти книги будут широко-учеными увражами, скорее усиливающимися закрыть и скрыть настоящего Некрасова, нежели объяснить его, — будут усиливаться стесать в нем острые и непререкаемые углы и приноровить его к общему ходу российской словесности, чтобы он не «выпячивался» из этого хода… Хоронят одно из самых ярких явлений… не столько даже русской культуры, и… просто русской жизни…».

Добролюбов, наравне с Чернышевским признавались, что видели в Некрасове человека сильного характера и воли. Такое отношение великих мыслителей России второй половины XIX века к поэту неудивительно. Некрасов на протяжении всей своей жизни и творческого пути прошел многочисленные испытания, находясь то на грани бедности, то искушаясь богатством.

Будучи страстным любителем охоты и умельцем карточных игр, Некрасов свои «козыри» умело использовал в издательском деле. Благодаря необычайному литературному чутью и многолетнему редакторскому труду Некрасова стали всенародно известны, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Ф. Тютчев, Фет, наконец, Добролюбов, Чернышевский и другие представители демократической литературы.

При этом сам поэт начинал свой творческий путь отнюдь не самым удачным образом. Как говорил о Некрасове В. Розанов, «Новизна и сущность Некрасова, «зерно» его личности и дела, и заключается в том, что он не был писателем, что писателем ему быть только случилось». В Санкт-Петербург он приехал еще юношей, «… не знал, как это «выйдет», и ему было все равно, — по молодости лет и без предназначения», — как это «выйдет». Судьбу поэта решил, по сути, Белинский, которому Некрасов показал стихотворение, исполненное в знаменитом впоследствии «некрасовском стихосложении». Восклицание «Какой талант! И какой топор ваш талант!!» положило начало новой эпохи развития русской литературы.

Некрасов ворвался в русскую литературу, отбросив привычные традиции, в то самое время, когда в России складывались предпосылки к революции. Некрасов совершил своего рода революцию в литературе, которая начиналась для него с «современности» — с Белинского и Добролюбова.

К сожалению, на долгое время, произведения Некрасова были подвергнуты забвению. Люди перестали читать его поэмы и стихотворения, а если и читали, то совершенно с иным настроением и отношением.

Как говорила в интервью «Независимой газете» (от 06.06.2011) известная поэтесса, публицист Татьяна Глушкова, «творческая интеллигенция заняла антагонистическую позицию относительно Некрасова, бывшего некогда могучим властителем дум, духовным вождем русской интеллигенции.

Иной раз о Некрасове такое услышишь, что руками разведешь. Кто-то называет его «одаренным писателем» и «идеальным редактором» (Д. Быков), а кто-то говорит, что «…сегодняшнему читателю Некрасов труден; он стал писателем для постов» (Вл. Корнилов)».

Некрасов был готов к любой критике:

Что враги? Пусть клевещут язвительней
Я пощады у них не прошу,
Не придумать им казни мучительней
Той, которую в сердце ношу!
При этом далекие от Некрасова по стилистике и взглядам писатели «серебряного века» (Блок, Гумилев, Брюсов, Бальмонт и пр.) поэтом восхищались. О многом говорит короткий, но исчерпывающий ответ Н. Гумилева на вопрос анкеты К. Чуковского: «Любите ли вы стихотворения Некрасова?» — «Люблю. Очень!».

Причина нынешней нелюбви к Некрасову или некоего заговора молчания вокруг него видится в укоренившейся со времен перестройки и разрастающейся народофобии, социальной, политической, эстетической.

Некрасов, будучи издателем-редактором крупнейшего русского демократического журнала, объединителем свободолюбивых, в том числе народнических, литературных сил, идейным соратником Добролюбова и Чернышевского, был одним из лидеров революционной демократии. Эта общественно-политическая линия часто подвергается критике и осуждению. Сторонники современной буржуазной, прокапиталистической демократии не стремятся признавать антибуржуазную демократию Некрасова. Во многих произведениях Некрасова («Кому на Руси жить хорошо», «Современники»), описывающих современную ему эпоху, много сходств с днем сегодняшним, как будто реалии тогдашней современности посланы в день сегодняшний. Некрасов невольно стал пророком, предостерегающим от ошибок и иллюзий, которые все же повторяются сегодня. А предостерегал он от иллюзий насчет «русского капитализма», поклонения «золотому тельцу».

Когда говорят о Некрасове, вспоминают нигилистов Чернышевского и Добролюбова, с которыми был тесно связан поэт. Чернышевскому посвящено стихотворение «Пророк», где Некрасов пишет:

Его послал Бог гнева и печали
Рабам земли напомнить о Христе.
Некрасовский пророк — герой без страха и упрека, отдающий жизнь за «друга своя». Бескорыстная жертвенность во имя людей интересует Некрасова более, чем политическая. Сегодня, в неромантическое, антигероическое время, когда люди привыкли существовать в рамках рационализма и прагматизма, такие образы сложно понять и воспринять.

Революционность Некрасова — это высокая степень нонконформизма, нетерпимость к действующей политике власти, неправедному устройству общества, негативное отношение к крепостному праву, а следом за ним — глубокое разочарование в реформах Александра II. Некрасов видел закономерность в том, что так называемая эволюция оказывается путем социально нисходящим: растленность высших классов, правящего класса сочетается с социальным распадом низших. При этом, революционность Некрасова не содержит в себе ничего политического, скорее это культурная, духовная революционность: «совестливость — вот чуть ли не Муза Некрасова, источник всех его вдохновений». Революционность Некрасова — христианского толка. Это — бесконечная сострадательность к «угнетeнным, скорбящим».

Вам также может понравиться...