День эрзянского языка

7 апреля 2012 г. состоялся традиционный праздник «День эрзянского языка», подготовленный Библиотекой совместно РОО «Эрзянь вайгель».

«Эрзянь Келень Чи — День Эрзянского языка» учреждён в 1993 году Фондом спасения эрзянского языка имени А. П. Рябова (первого эрзянского профессора).

Народ эрзя — православный, но у него много Богов — земли, воды, леса и т.д. Еще один Бог всевышний — Инешке Паз. Торжество начнется с зажигания свечи и обращения с молитвой к великому Инешке Пазу — Создателю, Всевышнему Солнцебогу. Эрзяне обращаются и к другим богам, например Богу солнца, чтобы он послал солнечную погоду для растущего урожая и его сбора, Богу леса, чтобы он поделился своими дарами, Богу земли, чтобы принёс плодородие.

Председатель правления «Эрзянь вайгель» Е. Е. Ледяйкин поздравил всех членов Региональной общественной организации «Эрзянь вайгель» со славным юбилеем — 10 лет.

С. Д. Дмитриев рассказал историю создания общества «Эрзянь вайгель». Еще в 20–30-х годах прошлого века в некоторых крупных городах СССР создавались национально-культурные общества (НКО) представителями разных народов. В Москве было учреждено НКО эрзи и мокши «Сыргозема» («Пробуждение»), в котором состояло свыше 100 тыс. человек (газета «Эрзянь правда» от 21.04.2011 г.). Общество «Сыргозема» имело собственный эрзя-мокшанский клуб, которым руководил Анатолий Павлович Рябов.

В 1989 году по инициативе и личными усилиями доктора филологических наук, профессора Федора Ивановича Сетина в Москве было создано новое НКО эрзи и мокши «Масторава» («Мать-земля»), объединившее наиболее видных представителей мордовской (эрзя и мокша) диаспоры города. В общество вошли многие ученые, художники, скульпторы, военные, служащие, предприниматели. Деятельность НКО «Масторава» отличалась активностью — проводились дискуссии, встречи с интересными людьми, выступления популярных исполнителей и т.д.

Ф. И. Сетин пытался издавать общероссийскую газету «Кулят» («Вести»). На свои средства напечатал и разослал во многие эрзянские селения ее первый номер. Однако, начинание профессора поддержки не получило и первый номер оказался последним. 1 декабря 2001 года группа эрзян во главе с А. А. Маловым создали НКО «Эрзянь ойме» («Эрзянская душа»), позже переименованная в «Эрзянь вайгель» («Голос эрзи»). После А. А. Малова «Эрзянь вайгель» последовательно возглавляли (избирались председателями Правления НКО) Мария Романовна Биушкина, Сергей Дмитриевич Дмитриев, Анастасия Андреевна Агунькина. С марта 2011 года НКО «Эрзянь вайгель» возглавляет Евгений Евгеньевич Ледяйкин.

На вечере состоялась презентация книги «Три Ивана» Тимофея Тимина. Об Этно-Доме имени Владимира Ромашкина рассказал резчик по дереву Петр Рябов. Состоялась выставка — продажа изделий эрзянских мастеров и мастер-класс резчиков по дереву Петра Рябова, участника республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных выставок, народного мастера России, руководителя Союза тавлинских мастеров «Эрьмезь» и Василия Ширманкина, мастера резьбы по дереву, участника республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных выставок и фестивалей, народного мастера России, получателя гранта Главы Республики Мордовия, члена Союза тавлинских мастеров «Эрьмезь». Оба мастера приехали из Тавлинской школы резчиков Подлесной Тавлы Кочкуровского района Республики Мордовия.

В музыкальной программе приняли участие фольклорный ансамбль «Эрзянь вайгель», певица, «звезда эрзянского народа» Вера Прохорова, группа «Ойме» исполнила народные песни и причитания на эрзянском и мокшанском языках. Всех покорила юная участница праздника — Анжелика Дворкина (5 лет). Анжелика прочла стихотворения «Звездочка» и «Бабушка».

Надежда Петровна Фомина продемонстрировала старинный костюм эрзянской женщины, который принадлежал ее прабабушке.

Эрзянская рубаха («панар») сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой — «сюлгамо». Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе до конца не зашивались на 12–15 см.

Главным украшением рубахи была вышивка. Она окаймляла ворот рубахи, рукава и подол, располагаясь широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В данном костюме вышивка обозначает, что женщина имеет детей (т.е. рожавшая). Поверх рубахи женщины носили безрукавки. Верхняя распашная одежда из холста («руця»). Ее покрой соответствует покрою рубахи, но переднее полотнище разрезано посередине. Он украшен вышивкой, бранным тканьем, разноцветными полосками материала. Руця использовалась в качестве торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних женщин. Платок на голове завершает образ эрзянской женщины.