Библиотека им. Н. А. Некрасова - Facebook Библиотека им. Н. А. Некрасова - Instagram Библиотека им. Н. А. Некрасова - Twitter Библиотека им. Н. А. Некрасова - Вконтакте Библиотека им. Н. А. Некрасова - YouTube
Электронная Библиотека

Коллекция живописи князя Юсупова. Подробный обзор от Александра Бенуа в «Мире искусства»

9 ноября 1898 года в Петербурге начинает выходить ежемесячный журнал, посвященный пропаганде русских живописцев, «Мир искусства» — печатный орган одноименного творческого объединения, созданного художником Александром Бенуа и театральным деятелем Сергеем Дягилевым. Активными авторами журнала кроме самих Бенуа и Дягилева были художник Василий Кандинский, искусствовед и реставратор Игорь Грабарь, писатели и поэты Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт и другие видные деятели культуры 1900-х.

В номере 23–24 за 1900 год под авторством Александра Бенуа выходит большой обзорный материал «Юсуповская галерея», посвященный знаменитой коллекции живописи князя Николая Борисовича Юсупова. За 60 лет (начиная с 1770-х) князь Юсупов собрал богатую коллекцию фарфора, скульптуры, работ декоративно-прикладного искусства, главным украшением которой стало крупнейшее частное живописное собрание в России, насчитывавшее более 550 произведений.


На фото: Дворец князей Юсуповых в Архангельском. Античный зал. Дворец князей Юсуповых в Петербурге. Фотографии начала XX века

Вот как Александр Бенуа описывает коллекцию Юсупова: «Главная гордость галереи: французская школа, и, действительно, нигде в частной собственности нельзя её найти в такой полности как здесь; да и из публичных галерей лишь Эрмитаж, Лувр и Потсдам могут в этом отношении соперничать с Юсуповским собранием. Начиная с Бурдона, Лагира, и кончая Герэном и Гро, почти все выдающиеся французские художники представлены в нескольких и превосходных образах».


Между тем Бенуа отмечает, что коллекция «отличается теми же достоинствами, но и теми же недостатками, как и другие частные коллекции, составленные в эту эпоху: обилием болонцев, а также французских и голландских мастеров, мало достоверными произведениями «золотого века» и полным отсутствием примитивов. Словом, коллекция в целом своем составе – не «современная» и чуть-чуть холодная, парадная, но тем не менее способная доставить неисчерпаемое наслаждение».












После 1917 года коллекция князя Николая Юсупова была национализирована и перестала существовать как целостное собрание.

Прочитать полный обзор Александра Бенуа «Юсуповская галерея» можно в электронной библиотеке Некрасовки.