День рождения Журнал

Сверхъестественная Анна предупреждает

«Она никогда не появлялась на публике, ни блистала в светском обществе, держалась в стороне, как сладкоголосая птица, которая поет, спрятанная и невидимая» — так написала газета Edinburgh Review в одну из годовщин смерти Анны Радклиф — английской писательницы, которая считается одной из основательниц готической литературы.

В Электронном каталоге Библиотеки им. Н.А. Некрасова можно найти и заказать некоторые ее произведения. По случаю дня рождения Анны (9 июля 1764) мы решили разобраться, что советовали, о чем предупреждали и какие выводы делали герои книг одной из самых загадочных авторов своего века, а также специалиста по привидениям, восставшим мертвецам, вампирам и сверхъестественным событиям.

Конец Галереи

Кратко про Анну Радклиф

Родилась в семье галантерейщика, получила домашнее образование

В 22 года вышла замуж за владельца и главного редактора газеты «The English Chronicle», детей у них не было, Анна занялась литературой.

По одной из легенд, Анна сошла с ума в процессе выдумывания своих произведений и умерла от этого.

По официальной версии она скончалась от пневмонии.

Шесть романов Анны

Первые два романа она опубликовала анонимно. В первом («Замки Атлин и Данбэйн») было много долгих и красивых описаний пейзажей, а во втором («Сицилийский роман») — образ благородной и несчастной девушки, у которой нет свободы и права выбора.

Ее третий «Роман в лесу» стал бестселлером того времени. Образ готического замка стал там практически главным персонажем, а природа выражала внутренний мир героев.

Четвертый роман («Удольфские тайны») считается образцом готического жанра.

После пятого романа («Итальянец») ее стали называть «королевой готического романа».

Последний роман («Гастон де Блондевиль») Анна написала в 34 года, но опубликован он был только после ее смерти.

Метод Анны

В своих произведениях она описывала таинственные события, но затем всегда давала им рациональное объяснение. Романтические и сентиментальные, в сочетании с готическими элементами, создавали у нее эффект сверхъестественного.

При этом призраки появляются только в двух её произведениях.

Восторг и ужас Достоевского

«Я проводил долгие зимние часы перед сном, слушая (ибо я еще не мог прочитать), разинув от восторга и ужаса рот, как мои родители читали мне вслух из романов Анны Радклиф. И потом бредил безумно о них в моем сне» — написал в своем дневнике Федор Достоевский.

В целом, в русской литературе романы Радклиф часто переводились, а многие малоизвестные авторы подражали ей и публиковали свои произведения под ее именем.

Творчество Анны Радклиф повлияло также на Маркиза де Сада, Эдгара По, Вальтера Скотта и многих других авторов.

Советы, восторги, наблюдения

1. Стоит ли путешествовать днем, когда итальянские ночи так прекрасны!

2. О, кому охота жить в Париже, смотреть на серые стены и грязные улицы, если можно жить в деревне и любоваться на голубое небо, на зеленую землю?

3. Нечего мучить себя ожиданием бедствий, которые, может быть, никогда и не случатся.

4. Развитой ум, — говорил он, — есть лучшая охрана против заразы безумия и порока. Ум мало сведущий постоянно ищет развлечений и готов погрузиться в заблуждение, чтобы избегнуть томления лености. Обогатите этот ум идеями, научите его мыслить, и соблазны внешнего мира встретят противовес со стороны внутреннего мира.

5. Кто одарен от природы тонкой чувствительностью, тот должен с раннего возраста учиться понимать, что это опасное качество; оно склонно преувеличивать и горе, и радость

6. … счастье рождается в состоянии покоя, а не в буре, счастье по свойству своему спокойно и монотонно и равно не может существовать как в сердце, живущем мелочами, так и в сердце мертвом для чувства.

7. Всякое излишество вредно: даже печаль, святая в источнике, становится страстью эгоистичной и неправедной, если ей дать волю в ущерб нашему долгу.

8. Любовь не может существовать в сердце, утратившем кроткое достоинство невинности.

9. Самое надежное счастье в жизни — стремление к нравственному и умственному совершенству

10. …Решайся, отбрось колебание: послушаем причудливую игру твоей фантазии. Если она наделила тебя чарами, то тебе нечего завидовать и феям.

11. Труд — самое действительное лекарство против горя.

12. Сын мой, помни, что и я когда-то был молод, как ты, и что ты сам промелькнешь, как и твои предшественники, которые, танцуя и распевая в этих когда-то веселых хоромах, забывали, что годы составляются из минут и что каждый шаг приближает их к могиле. Но подобные размышления бесполезны, скажу, даже преступны, если не научают нас готовиться к вечности; иначе они только затуманивают наше счастье в настоящем, не направляя нас к блаженству в будущем 

Предупреждения

1. Человек, он всё может, друзья мои, его не остановишь.

2. У вас нет соперника, а есть один только враг — вы сами.

3. …хоть люди порочные иногда могут доставить огорчение добрым, но власть их непрочна, мимолетна и наказание неминуемо и что невинность хотя бы и терпела угнетение от несправедливости, но в конце концов всегда восторжествует над несчастием!

4. Остерегайся излишней чувствительности — это ошибка, в которую впадают многие нежные, романтические натуры. Кто одарен от природы тонкой чувствительностью, тот должен с раннего возраста учиться понимать, что это опасное качество; оно склонно преувеличивать и горе, и радость.

5. Как ни велико зло, проистекающее от слишком чувствительного сердца, но от бесчувственного сердца уже ничего нельзя ожидать хорошего.

6. ... во всяком горе бывает период, когда доводы рассудка должны уступать природе.

7. Страсти — это семена пороков так же, как и семена добродетелей; из них все может вырасти, смотря по тому, как питать их. Горе тем, кто не научился владеть своими страстями!

8. Кто раз поддастся суеверной слабости, на того потом действует всякий вздор

Выводы про жизнь

1. Сильные должны знать правду, какой бы горькой она ни была, лишь слабые нуждаются в снисхождении.

2. Когда мы расстанемся, я припомню многое, что я имею ещё сказать вам.

3. Понять страдания других может только тот, кто сам страдал.

4. Молодость — это всегда буйные эмоции, поспешные суждения и выводы.

5. Горячему сердцу трудно находить холодные слова.

6. Душа, глухая к состраданию, равно глуха и к доводам рассудка, ибо прочно окутана пеленой себялюбия.

7. Для здоровых людей непонятна та живительная радость, которую ощущает больной, очутившись среди природы в первый раз после долгих страданий и заточения в одной комнате.

8. Если уж я и полюблю, — сказала она, — я буду любить безоглядно и безмерно. Все превратности будут мне не страшны, все жертвы легки, все препятствия нипочем. Но, любя так, такой же любви пожелаю в ответ.

9. Наверное в богатстве заключается какое то волшебство, заставляющее людей раболепствовать перед ним, даже если это не сопряжено ни с какими выгодами для них самих! Как странно, что к дураку или негодяю, если он богат, относятся в свете с большим уважением, чем к хорошему, умному человеку, который беден!

10. Грустно возвращаться домой, где некому тебя встретить!..

11. Всегда бывает тяжело прощаться даже с предметами неприятными, если только мы знаем, что это прощание навеки.

12. Истинная любовь требовательна: она всегда открыта подозрениям, иногда самым безрассудным — она постоянно ищет новых доказательств.

13. Чего не в силах сделать рассудок и воля, то делает время.

14. Он убедился, что это натура открытая и великодушная, полная энергии, в высшей степени чуткая ко всему великому и прекрасному, но пылкая, увлекающаяся и несколько романтическая.

15. Обнаружить порочность тех, кого мы любим, — одна из самых изощренных пыток для добродетельной души, и приговор не единожды бывает отвергнут, прежде чем выносится окончательно.

16. Бывали и такие тяжёлые минуты, когда даже книги оказывались бессильными.

17. Как презренно такое человеколюбие, которое довольствуется жалостью, когда нужна деятельная помощь!

18. Чувство сострадания редко встречается в людях.