События

«Гротеск игры — диссонансы, гротескные игры». Лекция Евгения Кузьмичева

Видеоигры — территория неестественного: тела персонажей искажаются, изящные женщины выполняют немыслимые акробатические трюки, мужчины раскидывают толпы врагов двуручными мечами, превышающими их рост, а спасители вселенной одинаково легко обращаются с ножом, вертолетным пулеметом и даже пушкой.

Гигантские доспехи воинов и облачения девушек равно неестественны, но их образ, будучи повторенным в компьютерных играх тысячекратно, давно не вызывает удивления у аудитории.

Миры после катастроф изобилуют мутировавшими животными, облученные радиацией химеры бродят по пустошам, постлавкрафтианская плоть чудовищ сочится из темных готических сводов. Тропы меняются. Архетипы искажаются. Видеоигры, являясь частью массовой культуры, чутко реагируют на общественные изменения и новые тенденции, иногда отражая перемены нарочито гротескно. Повинуясь этому импульсу, разработчики игр переписывают историю. Так, полководцами римских войск становятся женщины и эфиопы. В играх, посвященных войнам XX века, руки героинь превращаются в протезы, на лицах мужчин проступают синие узоры кельтских воинов.

Прием, доведенный до абсурда, или ошибка, не осознаваемая создателем, — гротеск проступает в разный обличьях. Разные грани его, подобно переливающемуся панцирю жука-златки, будут рассмотрены в трех лекциях.

Пародия — одно из важнейших проявлений гротеска. Карнавальность и акцентирование внимания на материально-телесном низе часто вызывают отторжение. Но нередко, выступая с позиции институциональной критики, осмысляя и высмеивая каноны жанра, пародия становится интересней оригинала. Порой игры, изначально серьезные, воспринимаются искаженно. Ведь контекстуальный гротеск — в глазах смотрящего. Может ли цвет быть гротескным? Теряет ли свою силу гротеск, становясь нормой и каноном?

В завершающей лекции курса «Гротеск и видеоигры» будет показано переплетение разных приемов и взглядов на гротеск в видеоиграх.

Лектор — Евгений Кузьмичев, искусствовед, исследователь визуальной культуры, сокуратор проекта «Маргинальный дизайн», сооснователь выставочного пространства «Стыд». 

Игры: Bad Day: L.A., South Park: The Stick of Truth, Fallout 76 и проч.

 

Мероприятие завершено